Синопсис Д.Н. Дарби

Поведение Израиля; суверенные милость и благодать Бога

В Псалме 78 мудрость обсуждает поведение Израиля, исторически в отношении всего народа, но при этом выделяя наиболее важные принципы. Было не только искупление, совершенное давно, к чему обращалась вера, но были даны свидетельство и закон, чтобы управлять путями Израиля и чтобы отцы возвещали их своим детям. Но отцы были упорным и мятежным родом. Итак, закон и свидетельство даны, чтобы дети не были подобны своим отцам (ст. 8); но они, увы, подобны, и именно история их неверности раскрывается здесь. Поэтому Бог наказывал их, с Его стороны было прямое и явное управление в отношении их путей. Однако они все еще грешили. Когда наказания обрушивались на них, они обращались к Нему и искали Его. Тем не менее они только льстили Ему своими устами, но сердце их не было твердо направлено к Нему, они не были верны Его завету (ст. 32-37). Однако Он являл сострадание, Он также прощал их, помнил, что они были лишь плотью. После знамений, явленных в Египте, они забыли Его; введенные в землю обетованную, они предались идолопоклонству. Когда Бог услышал об этом, то воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля (ст. 59). На основании этого управления, при законе, и свидетельстве, и сочувствующей милости, Израиль был полностью отвергнут, скиния оставлена, ковчег предан в плен в руки врагов. Народ также был предан суду. Но любовь Сущего к своему народу, на принципе благодати, не ослабла, а бедствие, в которое был ввергнут народ, вызвало эту любовь. Господь пробудился, как тот, кто спал, и поразил своих врагов, и предал их вечному стыду (ст. 65, 66). Но сейчас Он вмешался в благодати в своей любви к своему народу. Это не было благословением Его непосредственного управления на условии послушания, а вмешательством благодати, после того как непослушание, на принципе управления, навлекло абсолютный суд, несмотря на сострадание и милосердие. Теперь вмешалась суверенная благодать. Древние благословения сделали Иосифа природным наследником; он имел богатый и двойной удел; но Бог избрал Иуду, Он избрал Сион. Именно это определяет важное значение данного псалма. Его святилище — это место любви в благодати, когда все потерпело провал под законом, даже при самом полном сострадающем терпении. Он построил свое святилище. Здесь непосредственно речь не идет об объекте избрания благодати, но Бог избрал Давида, находившегося в самом униженном положении, чтобы он потом пас Его народ.

В этом прекрасном псалме находятся наиболее важные принципы, которые только возможны. Рассматривается Израиль, утвержденный на Сионе на принципе управления, на основе закона, смешанного с состраданием, и когда Израиль окончательно пал, он был ненавидим и полностью отвергнут. Произошел полный разрыв; при этом ковчег завета, связь между Израилем и Богом, место искупления и Его престол отданы врагу. Но Бог, чья суверенная любовь к своему народу вмешалась в силе для избавления, избрал Иуду, Сион, Давида и установил связь в благодати посредством избавления после падения. Вера может обратить взор назад к делам Бога в искуплении, но не к поведению человека под законом. Псалом 78 противоположен Псалму 77. Однако в Израиле все это возвещается, чтобы произвести в них то, что благодать сотворит в последний день, — ту ценность закона в сердце, которая побудит их учить этому своих детей (ср. Быт. 18,17-19; см. Исх. 34, где милосердие снова поместило Израиль под условие послушания). Здесь сила избавляет народ, после того как он пал даже при милосердии, и пришел суд, когда Бог действует согласно своим мыслям любви. Фактически они никогда и не были чисто под законом, и скрижали никогда не вошли в стан [Исх. 32,19] (ср. 2Кор. 3). Лицо Моисея сияло лишь тогда, когда Он увидел Бога, после того как он поднимался во второй раз на гору, будучи принят в благодати; но что касается Израиля, это вновь привело их под закон. Этот закон, смешанный с благодатью, введенный после второго восхождения Моисея, является смертью и осуждением. С заместителем это невозможно, но Моисей, конечно, не мог занять это место заместителя. «Может быть, я совершу искупление за ваши грехи» [так в англ. Исх. 32,30]. «Я молю Тебя, изгладь меня» [Исх. 32,32]. Нет — был ответ Бога: «Того, кто согрешил, Я изглажу». Это были закон, и (как мы видим здесь и как это определенно сказано в 2Кор. 3) смерть, и разрушение.