Псалмы. Псалом 84
Дворы Сущего и путь в них
Псалом 84 рассматривает блаженство восхождения ко дворам Сущего, однако прообразно это указывает на стезю, ведущую в эти дворы, на путь слез, которым Его народ должен был следовать к своим благословениям. Таким образом, псалом имеет великое нравственное значение и поучителен как для христиан, так и для иудеев. В Псалме 63 изгнанный остаток имел жажду по самому Богу и находил в Нем (несмотря ни на что, даже в земле безводной и иссохшей) тук и елей. В этом псалме радости Его дома занимают их души, ибо они входят в обладание благословениями завета. Однако не говорится, что душа тоскует о живом Боге, но она — в Его дворах. «Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя» (ст. 4). Быть введенными туда — таково благословение. Им ничего не нужно будет делать, как только восхвалять. Это первая великая тема благословения. Это — благословение, совершенное и завершенное по своей природе. Оно находится в конце пути.
Но есть также путь, ведущий к нему. «Блажен человек, которого сила в Тебе и которого в сердце стези» (ведущие к дому). Эти черты характеризуют состояние описываемой души: ее сила — в Сущем; их сердце — на путях, ведущих к Нему. Путь благословения проходит через испытание, поэтому есть нужда в силе. И путь, ведущий к Богу, любят и принимают, каким бы он ни был. Святые проходят через долину плача — она для них становится источником; ибо этим люди живут, и во всем этом состоит жизнь духа [Ис. 38,16]. Кроме того, дождь, приходящий свыше, наполняет водоемы этой жаждущей земли. Святые, несомненно, используют свою силу: эта сила подвергается испытанию; но они обновляют ее — они идут от силы к силе, пока все не предстают перед Богом на Сионе (ст. 6, 7). Это молящийся народ, зависимость осуществляется в уповании в благодати.
Помазанник Сущего; связь между Ним и Его народом
Снова вводится имя, связанное с заветом: Сущий воинств — Бог Иаковлев. Он защитник своего народа: они просят Его посмотреть на своего Помазанника. Такова теперь связь между Сущим и Его народом, а не закон, который они нарушили. Они являются перед Богом на Сионе. Но это — место царского избавления в благодати. Отныне интересы народа и Помазанника не могут быть отделены. Благословение покоилось на Нем и на них благодаря Ему. Затем с нежностью и силой выражается сердечная заинтересованность в этом особом благословении; псалмопевец от сердца провозглашает суть того, кем является Сущий, дающий это благословение. Он свет, щит, дает благодать и славу, не лишает благ ходящих в непорочности. Мысль о том, что есть Сущий, заставляет псалмопевца высказать все одной осознанной фразой: «Господь сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!»
Открыт путь к Сиону; царское избавление в благодати
Как прекрасно видеть святых вновь из глубины сердца многократно прославляющих Сущего, их Бога согласно завету, теперь, когда им уже открыт путь в Его познанное присутствие, хотя они и проходят через страдания. Псалом 63 является выражением радости в Боге в пустыне, когда у них ничего, кроме Него, не было, — характер пустыни подчеркивает глубину и сладость благословения святилища (т. е. одно дополняет другое); Псалом 84 выражает радость, источником которой для сердца является Бог, когда оно приведено к Нему, или оно на пути к Нему; то, как наслаждаются Им посреди того, что Его окружает. Следующий псалом рассматривает благословение земли и избавленного народа. В последующих мы найдем самого Христа, связанного с народом, однако рассматриваемого в связи с отношениями, которые существуют согласно завету между Сущим и Его народом.