Синопсис Д.Н. Дарби

Тема третьей книги: народ, восстановленный в земле, но подвергаемый нападению, уничтожению и разрушению храма

Мы увидели, что Псалом 88 помещает Израиль в присутствие Сущего (когда он был виновным в том, что был неверным Ему), под суд Сущего, с ощущением гнева, который он навлек на себя, хотя и с верой в самого Сущего. Это — положение, которое особым образом занял Христос, хотя, конечно, за других, особенно за Израиля, но не только за этот народ. Псалом 89 рассматривает другую сторону отношений Сущего с Израилем, не отношения с народом, Израилем, находящимся под законом, а отношения согласно обетованиям Сущего, которые были даны Давиду. Заметьте, что здесь на первом плане представлена не вина — несомненно, в обоих случаях это было основанием положения, о котором говорится, — но речь идет о гневе вместо спасения. Ибо Сущий был Спасителем Израиля, и вера еще рассматривала Его таковым; однако вместо того, чтобы исполнить обетования, данные Давиду, Он оставил Израиль. Нет и следа исповедания греха. В Псалме 88 остаток выражает жалобу в отношении смерти и гнева, под которым они ощущали себя, а этот псалом (89) показывает, что, когда милость должна была быть воздвигнута навсегда, завет стал недейственным, а венец Давида осквернен. Исаия (главы 40 — 58) свидетельствует против Израиля, чтобы обличить его в его вине: во-первых, в вине перед Сущим в том, что они поклонялись идолам, которых сделали (главы 40 — 48); во-вторых, в том, что они отвергли Христа (главы 49 — 58). Но здесь, напротив, мы видим жалобу Израиля против самого Сущего; не порицающая жалоба, как мне кажется, что являлось бы нечестием, но своего рода воззвание, обращенное к Нему, на основании того, чем Он был для Израиля; Сущий здесь устанавливает эти отношения, как мы в самом деле уже видели. Израиль — это в самом деле Израиль, и он находится на своей земле (Пс. 85,1). Там есть язычники — не все восстановлено, имеется в виду последний союз, но он образован против Израиля. Бог стал в собрании сильных; Он судит посреди богов (судей) (Пс. 82,1). Сущий сам вспомнил свои прежние милости (Пс. 81,10-16). Вспоминается ковчег и Бог, пребывающий между херувимами, — как некогда в пустыне (Пс. 80,1). Словом, вся книга показывает состояние народа восстановленного в земле, подверженной нападению, разоренной; храм, который существует, снова разрушен (Псалмы 74 — 76, 79). Это не просто иудейский остаток, жалующийся на антихристову нечестивость внутри, с которой они были соединены внешне или которая изгнала их, но это — народ Израиля (представленный остатком), имеющий врагов, которые уничтожают то, что ему дорого, ободряемый пророчествами о конечном результате, наставленный в отношении суверенной благодати к Давиду, когда они пали в своей верности как народ (Псалмы 78, 79). Они взирают на Бога (Элохима) как такового, в контрасте с человеком — на Всевышнего, но обращаются в молитве к Сущему (которому они принадлежали с момента выхода из Египта) и настойчиво просят, чтобы Его рука была на Сыне человека, отрасли[49], которую Он укрепил себе (Пс. 80,15.17). Словом, вся книга рассматривает Израиль, представляющий собой народ, который фактически находится в своей земле, имеет храм, вступивший посредством веры в отношения завета, но подверженный разрушительным нашествиям вражеских сил — Ассирийца и его союзников, к которым, правда, ввиду их успеха, поворачивался народ (Пс. 73,10); ибо пророчество, содержащееся в Ис. 10,5-23 еще не исполнилось (ср. Ис. 18, особенно стихи 5-7).

Итак, эти два последних псалма книги представляют все давление, которое это положение вещей оказывало на дух верных. Вместо благословенного народа перед нами его одиночество под гневом. Тем не менее Сущий является Богом их спасения. Престол повергнут и осквернен, хотя неизменные обетования милости, которые не могут быть отменены вследствие каких бы то ни было падений, были даны Давиду. Результат представлен в следующей книге, посредством явления Сущего, посредством введения в мир Единородного Сына. Во всей этой книге мы пребываем на основании пророчества, связанного с Израилем; книга не представляет нам то особое положение, в котором иудейский остаток будет лицом к лицу с антихристом вследствие греха, который они совершили, отвергнув Христа, — их страдания поэтому намного полнее раскрываются в этом положении. Это представлено, как мы видели, в первой и второй книгах. Поэтому в следующих книгах мы видим, как верные признают, что Сущий являлся их прибежищем и их жилищем во всех поколениях. Это их история, которая завершается явлением Сущего-Мессии в славе.

Подробности Псалма 89; верные милости Давида; верность Сущего

Прежде чем мы пойдем дальше, я добавлю еще несколько замечаний, касающихся подробностей Псалма 89. Его тема — милости Сущего (Его милосердие, касди, к Израилю) и их непреложность — верные милости [Ис. 55,3]. Имелась вера, чтобы сказать «вовек», ибо это благодать. Это приводит к мольбе, которую мы уже отмечали в других местах, возносимой к Богу: «Доколе?» [89,46]. Иначе, доколе это будет, и, по-видимому, даже вовек? Сущий был верным. Ибо благочестивый сказал с верой, что милость, явленная благость «будет воздвигнута навек, на небесах утвердишь Ты верность Твою» [89,2], — там, где ничто не могло посягать на нее. И так будет, когда сатана будет свергнут с небес. Это описание тысячелетнего царства. Псалмопевец затем вспоминает завет, изначально заключенный с Давидом, завет, являющийся выражением милости, — того, чему Сущий должен был быть верен: верные милости Давиду. Затем он обращается в прошлое и продолжает свою хвалу Сущему (стихи 5-18); он вспоминает давнее избавление из Египетского рабства, считает, что хвала должна проистекать из того, чем Он был, и из благословения народа, знающего, что такое крик радости [в рус. «трубный зов», еврейское слово обозначает как крик радости, так и военную тревогу]. Об имени Его они будут радоваться весь день (ибо мы здесь полностью на основании благодати) и праведностью Его будут возноситься. Он был славой их силы, и Его благосклонностью возвысится их рог.

Таким было блаженство связи с Сущим в Его благосклонности. Но эта благосклонность была и в верных милостях, обещанных Давиду. Как они исполнятся (ст. 18)? Благодаря тому, что Святой (кодеш) Израиля будет их Царем. Но Бог затем говорит не о кодеш, а о касид, в ком все касди (то же слово, что и кесед, милость, только во множественном числе), все милости сосредоточены и кому должна была быть явлена непреложная верность — « верные милости Давида». Читайте «Святого Твоего» (касид) в стихе 19. Здесь псалом возвращается к завету, заключенному с Давидом, показывая, что он никогда не должен быть изменен (ст. 34-37). Но все было, фактически, в другом положении; но есть также вера, основанная на этом обетовании, чтобы сказать: «Доколе, Господи?» Если Он скрывает свое лицо навсегда и Его ярость воспламенилась как огонь, то кто есть человек, чтобы жить и не увидеть смерти (ст. 48)?

Верный просит о прежних милостях по отношению к Давиду, так как клятва была дана самому Давиду, однако я не сомневаюсь, что начиная со стиха 50 эти милости применимы ко всем верным. Однако Дух Христа разделяет это положение остатка, как Он разделял его в отношении гнева, чтобы принять на себя всю полноту их бремени. Он, конечно, в тот день не испытает никаких страданий. Но Он предвидел тот день страдания, чтобы Его Дух выразился в Его народе как бы Его собственным голосом; ибо поругание, исходящее от сильных и отступников в тот день, будет бесславить поступки Помазанника Бога. И если верные пойдут по Его следам, то они разделят поругание, исходящее от врагов Сущего. Таково будет тогда их положение — идти стезей Господа, уповать на благословения завета с Израилем, чувствовать гнев, под которым они находились, но чувствовать его в вере, взирая на обетование милости, данное Богом Давиду (обетование, которое уже было чистой благодатью, ибо они лишились ковчега завета, Израиль стал Ихаводом [1Сам. 4,21]), и все еще ожидая ответа. Этот ответ дан в следующей книге. Мы находимся здесь, как я уже сказал, в пророческих временах, посреди сцен, описанных Исаией, с Ассирийцем и опустошенным храмом. Злые находятся там, народ во множестве присоединяется к ним, к их процветанию. Если какая-то часть книги Даниила соотносится с этими обстоятельствами, то это — глава 8-я, а не 7-я. На сцене нет Зверя или Антихриста, но перед нами земля, виновный Израиль, обетования — не тема отвергнутого Христа. Этот псалом завершает третью книгу.