Синопсис Д.Н. Дарби

Будущее, прообразное исполнение праздника кущей

В главе 7 Его братья по плоти, все еще находящиеся в неверии, понуждают Его явить себя миру, если Он делает такие великие дела, но время для этого еще не пришло. При исполнении прообраза праздника кущей Он явит себя. Пасха имела свой прообраз на кресте, Пятидесятница – в сошествие Святого Духа. Праздник поставления кущей на настоящий момент не исполнен. Его отмечали после жатвы и сбора винограда, и Израиль праздновал с радостью, в этой земле, свое странствование прежде вступления в покой, который Бог даровал ему в Ханаане. Итак, исполнение этого прообраза будет тогда, когда, после совершения суда (или проводящего различие между злыми от добрыми, или просто в мщении[33]), Израиль, восстановленный в своей земле, будет обладать всем своим обетованным благословением. В то время Иисус явит себя миру; но в это время, о котором мы говорим, Его час еще не наступил. Между тем, уходя на небеса (ст. 33, 34), Он дает Дух Святой верующим (ст. 38, 39).

Отметьте, что здесь не говорится о Пятидесятнице. Мы переходим от Пасхи в главе 6 к празднику кущей в главе 7, вместо которого верующие получат Святого Духа. Как я уже отмечал, это Евангелие касается божественной личности на земле, а не человека на небесах. О пришествии Святого Духа говорится как о заменяющем последний или восьмой день праздника кущей. Пятидесятница подразумевает, что Иисус на небесах.

Святой Дух, представленный как надежда веры в то время

Однако Он являет Святого Духа так, чтобы сделать Его упованием веры в то время, когда Он говорит, если Бог сотворил осознание нужды в душе. Если кто-либо жаждет, то пусть придет к Иисусу и пьет. Не только будет утолена его жажда, но и из внутреннего человека его души потекут потоки воды живой. Так что у приходящих к Нему через веру, чтобы утолить нужду своей души, не только Святой Дух будет в них колодцем воды, текущей в жизнь вечную, но и живая вода преизобильно потечет из них, чтобы освежить всех жаждущих. Отметьте здесь, что Израиль пил воду в пустыне до того, как мог праздновать праздник кущей. Но они лишь пили. В них не было колодца. Вода текла из скалы. Под благодатью всякий верующий, несомненно, не является источником в самом себе, но полный поток течет из него. Однако это произойдет только тогда, когда будет прославлен Иисус, причем в тех, кто являлся уже верующим до получения этого. Здесь говорится не о деле оживления, но о даре тем, кто верует. Более того, на истинном празднике кущей Иисус явит себя миру, но не это является объектом особого свидетельства Святого Духа, полученного таким образом: Он дан в связи со славой Иисуса, пока Он скрыт от мира. И это случается на восьмой день праздника — знамение участи после субботнего покоя этого мира, прообраза начала нового периода, новой сцены славы.

Отметьте также, что практически, хотя Святой Дух представлен здесь как сила, действующая в благословении вне того, в ком Он обитает, Его присутствие в верующем является плодом личной жажды, нужды, прочувствованной в душе, – нужды, ответа на которую душа искала во Христе. Жаждущий жаждет для себя. Святой Дух в нас, открывая Христа, становится, посредством Его обитания в нас, когда мы уверовали, рекой в нас и таким образом живой водой для других.

Ясно показан дух иудеев

Дух иудеев ясно показал себя. Они стремились убить Господа, и Он сказал им, что Его отношения с ними на земле скоро прекратятся (ст. 33). Им не следует так торопиться избавиться от Него: скоро они будут искать Его и не смогут Его найти. Он уходил к своему Отцу.

Здесь мы ясно видим различие между «толпой» и «иудеями» – эти две группы всегда различаются между собой в этом Евангелии. Первая не понимала, почему Он говорит о желании убить Его. Те же, кто был из Иудеи, удивились Его смелости, так как они знали, что в Иерусалиме они сговаривались против Его жизни. Его время еще не пришло. Они послали служителей схватить Его, но они возвратились, пораженные Его речами, не наложив рук на Него. Фарисеи раздражены этим и выражают свое презрение к народу. Никодим осмеливается произнести слово справедливости согласно закону и навлекает их презрение на себя. Но все расходятся по домам. Иисус, который не имел дома, пока Он не вернулся на небеса, откуда Он пришел, идет на гору Елеон, являвшуюся свидетелем Его мук, Его вознесения и Его возвращения, – место, которое Он по обыкновению часто посещал, когда был в Иерусалиме во время своего служения на земле.

Вне иудаизма, как показано в главах 5 — 7

Контраст между наставлениями этой главы и иудаизмом (даже его лучшими надеждами на будущее, которое Бог приготовил для своего земного народа) слишком очевиден, чтобы на этом останавливаться. Это Евангелие повсеместно раскрывает Иисуса вне всего, что принадлежало той земной системе. В главе 6 это была смерть на земле на кресте. Здесь же – слава на небесах, при этом иудеи отвергнуты и Святой Дух дан верующему. В главе 5 Он дает жизнь как Сын Бога; в главе 6 Он явлен тем же Сыном, но не божественно оживотворяющим и судящим, являясь Сыном человека, но сошедшим с небес, Сыном в унижении здесь, однако истинным хлебом с неба, который дал Отец. И в этом униженном человеке необходимо было видеть Сына, чтобы жить. Затем, как пришедший вот так, и принявший образ слуги, и по виду ставший как человек, Он (ст. 53) смиряется и страдает на кресте как Сын человека; в главе 7 – Он, когда прославлен, посылает Святого Духа. Глава 5 показывает Его титулы личной славы; главы 6, 7 – Его дело и дарование Духа верующим как следствие Его теперешней славы в небесах[34], которой на земле соответствует присутствие Святого Духа. В главах 8, 9[35] мы найдем, что Его свидетельство и Его дело отвергнуты и вопрос между Ним и иудеями решен. Следует отметить также, что главы 5 и 6 имеют отношение к жизни. В главе 5 она представлена как даруемая суверенно и божественно Им, который обладает ею; в главе 6 душа, принимая Иисуса и будучи занята Им через веру, находит жизнь и питается Им посредством благодати Отца; отмечены две характерные вещи: Бог дает, человек посредством благодати питается. С другой стороны, глава 7 представляет Его уход к Пославшему Его и тем временем дар Святого Духа, который раскрывает славу, в которую Он входит, — в нас и посредством нас, в ее небесном характере. В главе 5 Христос представлен Сыном Бога, который оживляет в абсолютной божественной силе и воле; явлено то, чем Он является, а не положение, в котором Он находится, но и судит один, будучи Сыном человека; в главе 6 тот же Сын, но сошедший с небес, есть предмет веры в своем уничижении, затем – Сын человека, умирающий и возвращающийся на небеса [6,62]; в главе 7 – Он еще не открыт для мира [7,8]. Святой Дух дан взамен, когда Он прославлен в вышних, Сын человека на небесах, – по меньшей мере, рассматривается Его восхождение туда [7,33.39].