Синопсис Д.Н. Дарби

Слово и дела Иисуса отвергнуты; Его личные славы испытывают людей

Как мы уже сказали, в главе 8 отвергнуто слово Иисуса и в главе 9 – Его дела. Но есть что-то намного большее, чем это. Различные стороны личной славы главы 1 вновь рассматриваются и развиваются во всех этих главах по отдельности (оставляя на время стихи 36-51 главы 1): мы снова обнаружили стихи 14-34 главы 1 в главах 5, 6 и 7. Сейчас Святой Дух возвращается к теме первых стихов этой главы. Христос есть Слово, Он есть жизнь, причем жизнь, которая является светом людей. Три главы, которые я сейчас указал, повествуют о том, чем Он является в благодати для людей, объявляя в то же время о Его праве судить. Здесь же (в главе 8) Дух представляет нам то, что Он есть в самом себе и что – для людей (таким образом подвергая их испытанию, так что отвергая Его, они отвергают самих себя и показывают себя закоснелыми грешниками).

Женщина, взятая в прелюбодеянии; контраст с иудаизмом

Давайте теперь рассмотрим эту главу. Контраст с иудаизмом очевиден. Они приводят женщину, чья вина бесспорна. Иудеи в своей испорченности приводят эту женщину в надежде привести Господа в смущение. Если Он осудит ее, то Он не был Спасителем: и закон мог точно так действовать. Если Он позволит ей уйти, то Он презирает и отвергает закон. Это было изобретательно, но какая польза от изобретательности в присутствии Бога, который исследует сердца? Господь позволяет им полностью выявить себя, не отвечая некоторое время. Возможно они подумали, что Он был пойман в ловушку. Наконец Он говорит: «Кто из вас без греха, первый брось камень». Обличаемые своей совестью, они, без чести и веры, покидают сцену своего смятения, отделяясь друг от друга, заботясь о репутации, а не о совести, уходя от Того, кто обличал их; и первым уходит тот, кто имел наилучшую репутацию, чтобы спасти ее. Какая печальная картина! Какое могущественное слово! Иисус и женщина оставлены вместе, одни. И кто же устоит не обличенным в Его присутствии? Что касается женщины, чья вина была известна, то Он не выходит за иудейскую позицию, за исключением сохранения прав своей личности в благодати.

Слава света

Это не представляет собой то же, что и в Евангелии по Луке 7: неограниченное прощение и спасение. Другие не могли осудить ее – и Он не будет. Пусть она идет, и пусть она больше не грешит. Здесь Господь являет не благодать спасения. Он не судит, Он не пришел для этого; однако темой этих глав является не действенность прощения, а слава Его личности в контрасте со всем, что от закона.

Свет мира

Он есть свет, и посредством силы своего слова Он вошел как свет в совесть тех, кто привел женщину, потому что это Слово являлось светом, но это не вся истина, представленная в этой главе. Приходя в мир, Он являлся (гл. 1,4-10) светом. Сейчас это была жизнь, которая являлась светом людей. Это был не закон, который создавал требования и осуждал или который обещал жизнь при послушании его предписаниям. Это была сама жизнь, которая была здесь в Его личности, и эта жизнь была светом людей, обличающим их и, возможно, судящим их; но она была как свет. Таким образом, Иисус говорит здесь – в противоположность с законом, привнесенным теми, кто не мог устоять пред светом, – «Я свет мира» (не только иудеев). Потому что в этом Евангелии нам явлено то, кем является Христос по своей сущности или как Бог, Сын, пришедший от Отца, или как Сын человека – а не то, чем был Бог в особом образе действий с иудеями. Поэтому Он являлся объектом веры в своей личности, а не в образе действий, которые определялись домоправлением. Идущий за Ним будет иметь свет жизни. Но он находился именно в Нем, в Его личности. И Он мог свидетельствовать о себе, потому что, хотя Он и был человеком там, в этом мире, Он знал, откуда Он пришел и куда Он идет. Он Сын, пришедший от Отца и возвращающийся к Нему снова. Он знал это и осознавал это. Поэтому Его свидетельство не было свидетельством какого-либо заинтересованного лица, в котором можно было усомниться. Как доказательство того, что этот человек был тем, кем Он представлял себя, было свидетельство Сына (Его собственное) и свидетельство Отца. Если бы они знали Его, то они знали бы и Отца.

Ясно показанное противостояние; истинное освобождение

В то время – несмотря на такое свидетельство, как это, – никто не наложил на Него рук: Его час еще не пришел. Однако к этому все шло, так как их противостояние Богу было определенным и известным Господу. Это противостояние было ясно возвещено (ст. 19-24); следовательно, если они не уверуют, то умрут в своих грехах. Однако Он говорит им, что они узнают, что «это был Он» (Мессия, Сын Бога), когда Он будет отвергнут и вознесен на крест, заняв совсем иное положение как Спаситель, отвергнутый народом и неизвестный миру, — тогда, когда Он не будет больше представлен им как Мессия, они узнают, что это воистину был Он и что Он был Сыном, который говорил им от Отца. Когда Он сказал эти слова, многие уверовали в Него. Он возвещает им результат веры, что дает возможность выявить с ужасной точностью истинное положение иудеев. Он объявляет, что истина сделает их свободными и что, если Сын (который есть истина) освободит их, они будут истинно свободны. Истина освобождает нравственно перед Богом. Сын, на основании прав, которые бесспорно принадлежат Ему, и посредством наследия в доме, поместит их в него согласно этим правам и в силе божественной жизни, которая пришла с небес, – Сын Бога с силой воскресения объявил это. В этом было истинное освобождение.

Слуги греха, а не дети Бога

Уязвленные мыслью о рабстве, которую их гордость не могла вынести, они заявляют, что они свободны и что никогда не были ни у кого в рабстве. Отвечая, Господь показывает, что делающие грех являются слугами (рабами) греха. И сейчас, будучи под законом, будучи иудеями, они были слугами в доме — их надо было бы изгнать. Но у Сына неотъемлемые права, Он был в доме и будет пребывать в нем вечно. Под грехом и под законом одно и то же характеризовало чадо Адама: он был слугой. Апостол показывает это в Рим. 6 (сравните с ней главы 7 и 8 того же послания) и в Галатам 4 и 5. Более того, они не были ни реально, ни нравственно (хотя они и являлись таковыми по плоти) перед Богом детьми Авраама, ибо они искали убить Иисуса. Они не были детьми Бога; если бы они являлись ими, то они возлюбили бы Иисуса, который пришел от Бога. Они были детьми дьявола и делали его дела.

Отметьте здесь, что понять смысл Слова является путем к осознанию значения слов. Не изучают определения слов, чтобы понять сами вещи; постигают сами вещи, и таким образом смысл слов становится очевидным. Тот, кто знает, что такое рождение свыше, поймет то, что Господь говорит о нем.

Откровение того, что сам Бог был там

С этого момента иудеи начали противиться свидетельству, осознавая, что Он представил себя большим, чем все те, у кого они учились. Они поносили Его из-за Его слов; и их противление вынуждало Господа открывать себя более ясно; пока (сказав, что Авраам рад был увидеть Его день, и иудеи соотнесли это с Его возрастом как человека) Он не был вынужден сказать, что Он является Тем, кто называет себя «Я есмь» (высшее имя Бога, то есть Он есть сам Бог), Тем, кого они якобы знали как открывшего себя при купине.

Прекрасное откровение! Презираемый, отвергнутый человек, презираемый и отвергнутый людьми, встретивший противостояние, атаки, грубое обращение, однако, это был сам Бог, который был там. Какой факт! Какое полное изменение всего! Какое откровение признавшим Его или познавшим Его! Каково положение тех, кто отринул Его из-за того, что их сердца противились всему тому, чем был Он, ибо Он не уставал открывать себя! Какая мысль, что сам Бог был там! Сама благость! И как все тускнеет перед Ним! Закон, человек, его доводы. Все, безусловно, зависит от этого великого обстоятельства. И, благословенно имя Его! этот Бог является Спасителем. Мы обязаны страданиям Христа за то, что знаем это. И отметьте здесь, как отмена Богом формальных домоправлений, если это истинно, осуществляется через откровение Его самого и таким образом приносится бесконечно большее благословение.

Характер, в котором Господь представил себя

Но здесь Он являет себя свидетелем, Словом, — Словом, ставшим плотью, Сыном Бога, но все же Он является свидетельством совести, Словом, которое испытывает и обличает. Стих 18 – Он свидетельствует с Отцом. Стих 26 – Он возвещает миру то, что Он принял от Отца, и что, как Он научен Богом, так Он и говорил. Более того, Отец был с Ним. Стихи 32, 33 – истина стала известна через Его слово, и истина делала их свободными. Стих 47 – Он говорит слова Бога. Стих 51 – Его слово, если его соблюдать, предохраняло от смерти. Стих 58 – это говорил сам Бог, Сущий, которого знали отцы.

Источник и характер сопротивления истине

Противление возникает из-за слова истины (ст. 45). Противящиеся были от врага. Он от начала был человекоубийцей, а они последовали за ним; но так как истина являлась источником жизни, то противника характеризовало то, что он не пребывал в истине, — в нем не было истины. Он отец и источник лжи, так что когда говорил ложь, то говорил то, что свойственно ему говорить. Грех был рабством, и они были в рабстве посредством закона. Истинно, что сам Сын освобождает. Но, более того, иудеи были врагами, детьми врага, и они будут делать его работу, не веря словам Христа, потому что Он говорил истину. Никакого чуда не совершено в этом случае, то, что эта глава нам показывает, это сила Слова, а живое Слово есть сам Бог. Отвергнутый людьми, Он, так сказать, вынужден говорить истину, чтобы открыть себя, — сокрытый и в то же время явленный, каким Он был во плоти; сокрытый в отношении своей славы, явленный в отношении всего, чем Он был в своей личности и в своей благодати.