Евангелие по Луке. Глава 18
Настойчивость в молитве — средство для верного во время суда
Но перед лицом всей силы их врагов и угнетателей (потому что здесь, как мы увидели, будут таковые, так что они могли даже лишиться жизни), у бедствующего остатка будет средство, к которому они смогут прибегнуть. Они должны быть (гл. 18) неустанными в молитве — средство, более того, всех времен для верного: человека, понимающего это. Бог ли не отомстит за своих избранных, хотя для упражнения их веры Он действительно испытает ее. Но найдет ли Сын человека, когда Он явится, ту веру, которая ждала Его вмешательства? Это и было серьезным вопросом, ответ на который предоставлен ответственности человека, – вопросом, подразумевавшим, что вряд ли можно было ожидать ответа, хотя ему и надлежит быть. Тем не менее будь здесь какая-либо вера, приемлемая для Того, который ищет ее, она не будет обманута или смущена.
Двоякое представление царства в последние дни
Необходимо отметить, что царство (а речь сейчас идет о нем) на тот момент представлено среди иудеев двояко: в личности Иисуса, явленного тогда (гл. 17,21), и в осуществлении суда, в котором избранным будет оказана милость и ради них совершится отмщение Бога. Поэтому им необходимо думать лишь об угождении Ему, каким бы праздным ни был этот мир и как бы ни угнетал он их. Это день суда над злыми, а не день вознесения праведных на небо. Енох и Авраам были прообразами последних, Ной и Лот – прообразы тех, кто будет пощажен, чтобы жить на земле; но есть притеснители, которым воздается месть за остаток. Стих 31-й главы 17 показывает, что они должны помышлять только о суде и ни с чем не связывать себя по-человечески. Будучи отделены от всего, они будут иметь в тот момент единственную надежду – в Боге.
Черты, подобающие царству Бога: дух малого дитяти
Далее в стихе 9 главы 18 Господь возобновляет описание тех характерных черт, которые соответствовали царству, чтобы войти в него теперь посредством следования за Ним. Начиная со стиха 35[38] исторически близится великий переход.
Стих 8 главы 18 заканчивает пророческое предупреждение в отношении последних дней. Далее Господь продолжает показывать каковы характеры тех, кто соответствует положению вещей, вводимому благодатью. Самоправедность никак не может выступать в качестве рекомендации для вхождения в царство. Самый жалкий грешник, исповедующий свои грехи, скорее будет оправдан пред Богом, чем самоправедный. Возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Каким образцом и свидетелем этой истины был сам Господь Иисус Христос!
Дух малого дитяти – простой, верящий всему, что ему сказано, доверчивый, незначительный в своих собственных глазах и всем уступающий, – это является подобающим царству Бога. Что еще Он примет?
Богатый юноша и его временное благословение в контрасте с отвержением Христа
Далее, принципы царства, устанавливаемого посредством отвержения Христа, были полной противоположностью временным благословениям, связанным с послушанием закону, прекрасным, когда закон был на своем месте. В человеке не было доброты: только Бог добр. Юноша, который исполнил закон в своем внешнем хождении, призван отречься от всего, чтобы он мог следовать за Господом. Иисус знал о его положении и о его сердце, и Он указал на жадность, которая управляла им и вскармливалась богатствами, которыми он обладал. Он должен был продать все, что он имел, и следовать за Иисусом; он будет иметь сокровище на небесах. Юноша ушел опечаленный. Богатства, которые в глазах людей казались знаком благоволения Бога, предстали ни чем иным, как препятствием, когда вопрос касался сердца и небес. В то же время Господь говорит, что каждый отрекшийся ради царства небес от всего, что дорого ему, получит гораздо больше в мире этом, и в следующем – жизнь вечную. Можно отметить, что это только принцип, который здесь утверждается в отношении царства.
Путь к кресту
Наконец на пути к Иерусалиму Господь ясно говорит своим ученикам наедине о том, что Он должен быть предан, поруган и отдан на смерть и затем воскреснуть. Это было исполнением всего того, о чем писали пророки. Но ученики ничего из этого не поняли.
Если Господь должен был побудить тех, кто следовал за Ним, взять крест, то Он не мог не возложить его на себя. Он шел впереди своих овец по этой тропе самоотречения и преданности, чтобы подготовить путь. Он шел один. Это была тропа, по которой еще не ходил Его народ и по которой он действительно не мог идти, пока Он не пройдет ею.
Последнее приближение Господа к Иерусалиму
Теперь начинается повествование о Его последнем приближении к Иерусалиму и о Его связи с ним (ст. 35). Здесь Он снова и в последний раз являет себя Сыном Давида, возлагая на совесть этой нации свои притязания на этот титул и в то же время являя последствия своего отвержения.
Благодать явлена слепому вблизи Иерихона, города проклятия
Вблизи Иерихона, места проклятия, Он дарует прозрение слепому, уверовавшему в то, что Он является Сыном Давида. Так, действительно, те, кто обладал этой верой, прозрели, чтобы следовать за Ним, и они увидят нечто еще более великое.