Евангелие по Луке. Глава 21
Показан характер Евангелия по Луке; указаны настоящий период и его конец
Сказанное Господом в 21-й главе показывает характер этого Евангелия особым образом. Дух благодати, в контрасте с иудейским духом, виден в эпизоде с пожертвованием бедной вдовы. Но пророчество Господа требует более детального рассмотрения. Стих 6, также как мы увидели в конце 19-й главы Луки, говорит только о разрушении тогдашнего Иерусалима. Это же можно сказать о вопросе учеников. Они ничего не говорят о конце века. Потом Господь переходит к изложению обязанностей учеников и обстоятельств, в которых окажутся Его ученики перед наступлением этого часа. В стихе 8 сказано: «Это время близко»; этого выражения нет у Матфея. Здесь Он намного подробнее касается их служения в этот период, ободряет их и обещает необходимую помощь. Они подвергнутся гонениям за свидетельство. Со средины стиха 11 до конца стиха 19 нам представлены подробности, относящиеся к Его ученикам, которых нет в соответствующем отрывке у Матфея. Эти подробности сходным образом описывают общее положение вещей, но дополняются описанием положения иудеев, особенно тех, которые более или менее открыто приняли слово. Весь поток свидетельств, изображаемый в своей связи с Израилем, но распространяющийся на народы, приводится у Матфея до конца стиха 14. У Луки же говорится о предстоящем служении учеников до того момента, когда суд Бога положит конец тому, что, в сущности, было приведено к завершению посредством отвержения Христа. Поэтому в стихе 20 Господь ничего не говорит о мерзости запустения, о которой сказано Даниилом, но представляет факт осады Иерусалима и приближающееся вслед за этим его опустошение – не кончину века, как у Матфея. Это были воздаяния иудеям, увенчавшим свою мятежность отвержением Господа. Поэтому Иерусалим будет попираем язычниками, пока не исполнятся времена язычников, то есть времена, предопределенные для верховенства языческих империй, согласно советам Бога, открытым в пророчествах Даниила. Это тот промежуток времени, в котором мы живем. На этом здесь проповедь прерывается. Ее главная тема завершена, но в последней сцене есть еще некоторые события, которые должны быть раскрыты: те, что завершают историю языческого владычества.
Конец века, пришествие Сына человека
Мы также видим далее, что хотя это является началом суда, от которого Иерусалиму не восстать до тех пор, пока не совершится все и песнь Исаии 40 не будет адресована ему, однако великая скорбь здесь не упоминается. Здесь – великое бедствие и гнев на народ, как это и было в действительности при осаде Иерусалима Титом, и также пленение иудеев. Также не сказано: «И вдруг после скорби тех дней». Однако без указания эпохи, но после слов о временах язычников приходит кончина века. Говорится о знамениях на небесах, бедствиях на земле, могучих движениях волн в людских массах. Сердце человека, взволнованное пророческим сигналом тревоги, предвидит бедствия, которые, еще неизвестные, угрожают ему, ибо потрясены все авторитеты, управляющие человеком. И тогда они увидят Сына человека, когда-то отторгнутого от земли, грядущим с небес со знамением Сущего, с силою и славою великою, – Сына человека, о котором это Евангелие всегда повествует. На этом пророчество заканчивается. Мы не видим здесь собирания избранных израильтян, которые были рассеяны, о которых говорит Матфей.
Увещание бодрствовать; день бедствия — знамение избавления для веры
Далее следуют увещания, направленные на то, чтобы день бедствия мог быть знаком освобождения для веры тех, кто, уповая на Господа, повиновался голосу Его слуги. «Род» (это слово уже было разъяснено при рассмотрении Евангелия по Матфею) не пройдет, пока все не будет исполнено. Отрезок времени, который прошел с тех пор и должен пройти до конца, оставлен в тайне. Небесное не измеряется с помощью дат. Более того, этот момент сокрыт в ведении Отца. Однако небо и земля пройдут, но не пройдут слова Иисуса. Затем Он говорит им, что, как обитающие на земле, они должны бодрствовать, чтобы их сердца не были отягощены тем, что погрузит их в мир, в котором они должны быть свидетелями. Потому что тот день придет как сеть на тех, кто имеет свое обиталище здесь, кто укоренен здесь. Они должны бодрствовать и молиться, чтобы избегнуть всего этого и предстать перед Сыном человека. Это по-прежнему великая тема изучаемого Евангелия. Когда они будут с Ним как те, кто спасен от земли, будут среди 144000 на горе Сион, – это и будет исполнением этого благословения, но место не названо; так что, в предположении верности тех, к кому Он непосредственно обращается, надежда, пробужденная Его словами, исполнится более превосходным образом в Его небесном присутствии в день славы.