Синопсис Д.Н. Дарби

Миссия Павла; посланный Духом из Антиохии, греческого города

Сейчас мы подходим к началу непосредственной истории этого труда, нового в некоторых важных отношениях, то есть связанного с миссией, вверенной Павлу непосредственным вмешательством Святого Духа. Это сейчас уже не Христос на земле, который своей личной властью посылает двенадцать, впоследствии наделенных свыше силой Святого Духа, чтобы возвестить Его вознесение на небеса и Его возвращение, а также чтобы собрать под знаменем креста тех, кто уверует в Него. Павел увидел Христа во славе и поэтому присоединился к собранию, которое уже было собрано. Но здесь Христос лично не присутствует, чтобы послать его как свидетеля своего присутствия на земле или своего отвержения, то есть как свидетеля Того, кого Павел познал на земле. Сам Святой Дух посылает его, и не из Иерусалима, а из греческого города, в котором Он в своей суверенной и свободной силе обратил и собрал некоторое количество язычников, — несомненно, также и некоторое количество иудеев, — образующих, однако, собрание, существование которого впервые было отмечено тем фактом, что евангелие было проповедано грекам.

Независимое действие Духа; источник служения Павла и Варнавы

В главе 13 нам вновь представлено собрание в Антиохии среди независимых[19] действий Святого Духа. Там есть некоторые пророки, и среди них Савл. Они постились и были заняты служением Господу. Святой Дух велит им отделить Ему Варнаву и Савла для дела, к которому Он их призвал. Таков был источник служения этих двоих. Несомненно, это свидетельствовало о Том, в кого они уверовали и кого, по крайней мере Савл, видел, и именно под Его властью они действовали; но непосредственным, явным для всех источником их миссии был Святой Дух. Именно Святой Дух призвал их на это дело. Они были посланы (стих 4) Им — это чрезвычайно важный принцип относительно путей Господа на земле. Мы выходим из Иерусалима, из иудаизма, из сферы управления апостолов, поставленных Господом во время Его пребывания на земле. Христа мы уже не знаем по плоти, как выражает это Савл (когда он уже стал Павлом). Им приходится бороться против духа иудаизма, относясь к нему учтиво в той степени, в какой этот дух был искренним; но источники их труда уже не связаны с этой системой, которая более не являлась отправной точкой для такого труда. Прославленный Христос на небесах, который признает учеников как членов своего тела, как самого себя в вышних — миссия, полученная от Святого Духа на земле, которая в качестве источника власти и действия знает только Его (конечно же, свидетельствуя о Христе), — это то дело, которое сейчас начинается и которое доверено Варнаве и Савлу.

Варнава как связь между Иерусалимом и трудом от Христа на небесах

Варнава, несомненно, образует связь между этими двумя системами. Он сам эллинист из Кипра; именно он представил апостолам Савла после его обращения вблизи Дамаска. Варнава имел более великодушное сердце, был более открыт свидетельствам божественной благодати, чем даже апостолы и те, кто воспитан в строгом духе иудаизма, так как Бог в своей благодати предусматривает все. Всегда есть Варнава, также как Никодим, Иосиф и даже, когда необходимо, Гамалиил. Действия Бога во всей этой истории замечательны в этом отношении. Только бы мы, с помощью Духа исполняя Его волю, более полно доверились Тому, кто располагает всем!

Однако даже эта связь между прежним трудом и новым, посредством участия Варнавы в этом последнем, вскоре разрушается. Это было еще (благословенное, как и сам человек, которому Святой Дух воздал такое доброе свидетельство и в котором мы видим прекрасный характер) связано с «ветхими одеждами» и «ветхими мехами». Позднее Варнава пожелал взять с собой своего племянника Марка (см. Кол. 4,10), который вернулся в Иерусалим почти в самом начале труда евангелизации в языческих областях. И Савл продолжает свой труд или с теми орудиями, которые Бог сформировал под его рукой, или с помощью Силы, который предпочел остаться в Антиохии, когда особое служение, вверенное ему в Иерусалиме, закончилось, и он мог бы (это было бы естественно) туда вернуться с Иудой.

Проповедование сначала иудеям и потом язычникам

Посланные таким образом Святым Духом Варнава и Савл с Иоанном Марком, который служил им, пришли в Селевкию, затем в Кипр и, будучи в Саламине, городе на том острове, они проповедуют слово Бога в иудейских синагогах. Следовательно, какой бы ни была сила Святого Духа, он действует в связи с намерениями и обетованиями Бога, причем с совершенным терпением. До конца своей жизни, несмотря на противодействие иудеев, досаждающее и непримиримое насколько это возможно, апостол обращался — как требовали того пути и советы Бога во Христе — к иудеям, затем к язычникам. После того как в собрании Бога были полностью открыты истина и благодать, исчезла разница между иудеями и язычниками. Бог един в своем характере и полностью явлен, и завеса разорвана; также и грех един в своем характере и противостоит Богу; основание истины неизменно, и единство собрания связано с высотой благодати в Боге и нисходит в самые глубины греха, в отношении которого проявила себя эта благодать. Но что касается путей Бога на земле, то иудеи занимали первое место, и Дух, который над всем, может, таким образом, действовать в полной свободе, отдавая должное всем путям суверенитета Бога; так же как и Христос, ставший слугой в благодати, подчинился всем этим путям и сейчас, вознесясь на небеса, соединяет в себе все эти различные пути и домоправления как глава и средоточие славы, о которой свидетельствует Святой Дух, чтобы посредством благодати исполнить это здесь на земле, насколько это возможно.

Это не мешает ему, когда того требуют обстоятельства, ясно и прямо провозглашать суд в отношении состояния иудеев.

Потребность души встречена там, где она найдена; суд, провозглашенный на то, что противостоит евангелию Бога

И уже сейчас, в начале его служения, эти два аспекта представлены одновременно. Мы уже отметили, что он начинает с иудеев. Пройдя через остров, он прибыл в место пребывания правителя. Проконсул, разумный и вдумчивый человек, желает услышать евангелие. Осаждаемый на тот момент лжепророком (который воспользовался прочувствованной потребностью души, которая, находясь в неведении, со всей серьезностью жаждала чего-то такого, что могло заполнить пустоту, которую она испытала в ничтожности языческих обрядов и в их отвратительной безнравственности), он посылает за Варнавой и Савлом. Елима противостоит им. Это естественно, он может потерять влияние на правителя, если последний примет истину, которую проповедовал Павел. Итак, Елима был иудеем. Савл (который с этого момента именуется Павлом), исполненный Святого Духа, от лица Бога объявляет ему приговор, заключающийся во временной слепоте, тут же приведенный в исполнение могущественной рукой Бога. Проконсул, пораженный силой, сопровождающей слова Павла, покоряется евангелию Бога.

Я не сомневаюсь, что в этом жалком Вариисусе мы видим прообраз иудеев в тот период, пораженных слепотой на время, потому что они завидовали влиянию евангелия. Чтобы наполнить меру своих грехов, они противостоят ему, когда оно проповедуется язычникам. Их состояние осуждено, их история отражена в служении Павла[20]. В своем противостоянии благодати и стремлении предотвратить ее влияние на язычников они были наказаны слепотой – однако только на время.

Прибытие в Антиохию; свидетельство Павла в синагоге

Покинув Паф, они отправляются в Малую Азию, и теперь Павел окончательно занимает свое место в глазах историка, использованного Духом для написания этой книги. Все его окружение [в рус. Библии сказано «бывшие при нем»] являются лишь «теми, кто был с Павлом»; выражение, использованное в греческом тексте, делает Павла центром (выражение «окружение Павла» буквально означает «те, кто вокруг Павла»). Когда они достигли Пергии, Марк покидает их, чтобы возвратиться в Иерусалим, — сравнительно мягкая и умеренная форма иудейского влияния, показывающая, однако, что, где бы оно ни проявлялось, если оно и не приводит к враждебности, то по крайней мере отнимает силу, необходимую для дела Бога в том виде, в каком оно сейчас разворачивалось среди язычников. Варнава, однако, идет дальше и продолжает с Павлом этот труд. Павел же, когда они прибыли в Антиохию[21], опять начинает с иудеев. Он приходит в субботний день в синагогу и по приглашению начальника проповедует Иисуса, отвергнутого в Иерусалиме иудеями и распятого, но силой Бога воздвигнутого снова, через которого они могли бы быть оправданы от всего, от чего их не мог оправдать закон Моисея. Свидетельство Павла здесь очень похоже на свидетельство Петра и имеет очень много общего с началом Послания Евреям в отношении характера свидетельства; стихи 32, 33 содержат в себе практически все свидетельство Петра в Деян. 3. В стихе 31 он четко указывает, что двенадцать занимают место свидетельства Израилю как те, кто лично сопровождал Христа и видел Его после воскресения. «Они, — говорит он, — суть свидетели Его пред народом». Но свидетельство Павла (которое, что касается исполнения обетований посредством пришествия Христа и милостей Давиду, сделанных надежными в Его воскресении, имеет тот же порядок, что и проповедь Петра) отступает от того свидетельства в важном пункте. Он ничего не говорит о том, что Бог сделал Иисуса Господом и Христом. Он возвещает, что в Его имени провозглашается прощение грехов, увещевая своих слушателей не пренебрегать этим великим спасением[22].

Евангелие мира отвергнуто иудеями — Павел и Варнава смело обращаются к язычникам

Как результат того, что было возвещено, многие следуют за Павлом[23] и Варнавой, которые увещевают их пребывать в провозглашенной им благодати. В следующую субботу собирается множество народа, чтобы слушать слово Бога, — язычники умоляли, чтобы это евангелие благодати снова было проповедано им. Их души нашли больше истины в учении об одном единственном Боге, признанном иудеями, чем в бессмысленном поклонении язычников, которое больше не давало пищу пробудившемуся и неудовлетворенному уму, — уму, слишком деятельному для того, чтобы позволить выдумкам вводить его в заблуждение ритуалами, не имевшими никакой привлекательности, кроме как для невежества, плененного зрелищами празднеств, к которым оно было приучено и которые удовлетворяли религиозность плоти. Тем не менее равнодушное признание учения об одном единственном истинном Боге, хотя и освобождало рассудок от всего того, что впечатляло его в бессмысленной и безнравственной мифологии язычества, вовсе не напитало душу, как сделало это могущественное свидетельство о Боге, действующем в благодати, — свидетельство, возвещенное Святым Духом устами вестников, которых послал Он; свидетельство, которое, хотя и соответствовало обетованиям, данным иудеям, кроме того обращается как «слово спасения» (ст. 26) ко всем, кто боится Бога. Но иудеи, завидующие результатам евангелия, которое таким образом удовлетворило в известном смысле потребности души, чего не могла сделать их религия, противодействуют Павлу и поносят учение Христа. Поэтому Павел и Варнава смело поворачиваются к язычникам.

Заявления ветхозаветных пророков становятся светом и властью для действия, когда Святой Дух показывает их значение

Это был решающий и чрезвычайно важный момент. Эти двое посланников Святого Духа цитируют свидетельство Ветхого Завета касательно намерения Бога по отношению к язычникам, для которых Христос должен был быть светом, — намерения, которое они исполняли в соответствии с его пониманием, данным им Святым Духом и посредством Его силы. В Ис. 49 есть отрывок, где сопротивление Израиля, сделавшего бесполезным для себя свидетельство о Христе, дало Богу повод объявить, что это дело было совсем малым и что Христос должен быть светом язычникам, великим до концов земли [в англ. Библии Ис. 49,6 читается: «И Он сказал: “Это совсем малое, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых...”»].

Мы хорошо сделаем, если рассмотрим это последнее обстоятельство: полученную благодаря духовному разумению силу в действии и то, каким образом пророческие заявления обращаются в свет и власть для действия, когда Дух Бога показывает истинное практическое значение, — применение этого пророчества. Другой, возможно, и не поймет этого, но духовный человек имеет полную уверенность для своей собственной совести в отношении Слова, которое он понял. Все остальное он предоставляет Богу.

Уверование язычников; показан истинный характер иудеев — враги Господа и Его истины

Язычники радуются свидетельству, и избранные верят. Слово распространяется по всей стране. Иудеи здесь проявляют себя в своем действительном характере врагов Господа и Его истины. Павел и Варнава отрясают прах со своих ног на них. Ученики, какие бы трудности ни ожидали их, не препятствуют этому. Позиция, занятая здесь иудеями, — которую, более того, мы находим повсюду — дает нам понять, каким источником печали и боли для апостола они, должно быть, являлись.