Деяния апостолов. Глава 20
В Македонии и Греции; долгая речь Павла в Троаде; смерть и возвращение к жизни Евтиха
После того как прекратились волнения, он посылает за учениками, прощается с ними и отправляется в Македонию. Он проходит всю страну и приходит в Грецию. Начало Второго Послания Коринфянам описывает подробности этой части его жизни. В Греции он остается на три месяца, и, когда его подстерегали иудеи, он идет в обход через Македонию, вместо того чтобы плыть прямо в Сирию. В Троаде (где ему была открыта дверь на его пути в Грецию, но тогда его любовь к коринфянам не позволила ему там остаться) он проводит воскресенье и даже всю неделю, чтобы повидаться с братьями. Мы видим здесь обычную цель их собраний — они «собрались для преломления хлеба», и обычный для этого день — «первый день недели». Павел пользуется этим, чтобы беседовать с ними всю ночь, но это уже было необычным случаем. Присутствия и наставлений апостола было недостаточно, чтобы всех их уберечь ото сна. Однако собрание не проходило ни в секрете, ни в темноте. Множество светильников освещало горницу, в которой они собрались. Мы видим, что в том месте, где они собрались вместе, собрание не было очень многочисленным. Горница в Иерусалиме вмещала, возможно, сто двадцать человек. Читая приветствия в различных посланиях, мы можем сделать вывод, что они встречались в частных домах, — возможно, в нескольких, если того требовало количество верующих, — но собрание там было только одно.
Евтих поплатился за свое невнимание, но Бог, через воскрешение его из состояния смерти, свидетельствует о своей доброте и о силе, которой Он наделил апостола. Павел говорит, что его душа еще была в нем, нужно только восстановить связь между ней и его физическим телом. В других подобных случаях душа была возвращена в тело.
Павел — центр силы системы, в которой он трудится, только как исполненный Духом
Павел решил один идти из Троады в Асс. Во всей этой истории мы видим, что он посредством силы, которой наделил его Дух, упорядочивал добровольное служение своих товарищей, — без сомнения, не как их господин, однако более полно, чем если бы он им являлся. Он (в подчинении Христу) является центром той системы, в которой он трудится, центром силы. Лишь Христос может по праву быть центром спасения и веры. Только по причине того, что он был исполнен Духом Бога, Павел являлся центром этой силы, и это имело место, как мы видели, благодаря тому, что он не огорчал Его и старался иметь непорочную совесть как по отношению к Богу, так и по отношению к людям.
Павел не останавливается в Ефесе, потому что в таком центре ему бы пришлось задержаться на некоторое время. Это не было недостатком чувств к возлюбленным ефесянам, также в этом не было и мысли пренебрежения ими. Необходимо уклоняться от того, что имеет некоторое моральное притязание на нас, если мы не хотим и не должны быть задержаны обязательством, которое это притязание навязывает нам.
Павел обращается к старейшим Ефеса; как и что он проповедовал; это служение заканчивалось; их ответственность
Он посылает за старейшими и обращается к ним с речью, на которой мы должны немного остановиться, так как она представляет нам положение собрания в то время и дело благовествования среди язычников.
Собрания были сплочены на довольно большой части страны и, по крайней мере во многих местах, имели форму упорядоченных общин [букв. организаций]. Были поставлены и признаны старейшие [пресвитеры]. Апостол мог послать за ними, чтобы они пришли к нему. С их стороны его авторитет также признавался. Он говорит о своем служении как о чем-то прошедшем (серьезная мысль!), но он собирает их, чтобы засвидетельствовать не просто то, что он проповедовал им истину, но что он проповедовал истину, которая взывала к их совести; с одной стороны, поставив их перед Богом, а с другой — представляя им Того, в ком открылся Бог и в ком Он сообщил всю полноту благодати ради них: Иисуса, объект их веры, Спасителя их душ. Он совершил это, проходя через скорби и трудности перед лицом беспринципной вражды иудеев, отвергших Помазанника, но совершил в соответствии с благодатью, возвысившейся над этим злом, и провозгласившей иудеям спасение, и, переходя эти границы (так как это была благодать), обратившейся к язычникам, ко всем людям как к грешникам и ответственным перед Богом. Павел совершил это, но не с гордостью учителя, а со смирением и настойчивостью любви. Он также желал закончить свое служение и ничего не упустить из того, что поручил ему Иисус. И сейчас он собирался в Иерусалим, чувствуя, что его дух понуждает его к этому, не зная, что с ним произойдет там, но предупрежденный Святым Духом, что его ожидают узы и страдания. Что же касается их самих, то он знает, что его служение заканчивалось и что их лиц он больше не увидит. С этого времени на них была возложена особая ответственность.
Апостольские труды завершались; собрание было ответственно за то, чтобы стоять твердо; опасности и трудности должны были сопровождать труд старейших
Таким образом, Святой Дух представляет здесь нам, что сейчас, когда подробности его труда среди язычников по насаждению евангелия описываются как одна единая сцена труда среди иудеев и язычников, он прощается со своим делом, чтобы оставить тех, кого он собрал вместе в новом положении, и в определенном смысле предоставить их самим себе[30]. Эта речь отмечает окончание одного периода в истории собрания – периода апостольского труда, и вступление в другой — период ответственности собрания за то, чтобы твердо стоять, когда эти труды прекратились, период служения старейших, которых «Дух Святой поставил блюстителями [надзирающими, епископами]», и в то же время период опасностей и трудностей, которые будут сопровождать прекращение апостольского труда и осложнять труд старейших, на которых теперь главным образом перекладывалась ответственность.
Апостольская преемственность полностью отвергается
Первым замечанием, которое вытекает из рассмотрения этой речи, является то, что она полностью отвергает апостольскую преемственность. Из-за отсутствия апостола возникнут различные трудности, и не будет никого на его месте, кто мог бы справиться с этими трудностями или предотвратить их. Следовательно, у него не было никакого преемника. Во-вторых, мы видим здесь, что эта сила, которая обуздывала дух зла, однажды удалится, и тогда хищные волки снаружи и те, кто учит превратно, находящиеся внутри, поднимут свои головы и подвергнут атакам простоту и блаженство собрания, которое будет изводиться нападками сатаны, не обладая апостольской силой, чтобы противостоять им.
Обязанность старейших заботиться, пасти и бодрствовать над стадом и над собой; они вверены Богу и Слову Его благодати
Это свидетельство Павла является свидетельством высочайшей важности относительно всей церковной системы. Для того чтобы в собрании был сохранен мир и оно было защищено от зла, внимание старейших, которые оставляются для попечения, направляется не на тогдашнюю апостольскую заботу (так как эта забота не будет уже иметь этот источник [т. е. апостола] или что-то, что официально заменило бы его), а на другое. Теперь они должны были заботиться о собрании при сложившихся обстоятельствах. Далее, для воспрепятствования злу крайне важно было пасти стадо и с этой целью бодрствовать как над собой, так и над стадом. Он напоминает им, как он сам ночь и день со слезами увещевал их. Поэтому пусть они бодрствуют. Затем он вверяет их не Тимофею, и не епископу, но (так что отодвигается в сторону всякий официальный источник) Богу и слову Его благодати, способному созидать их и обеспечить им наследие. Это относится к рассматриваемой ситуации, когда он оставлял это собрание; предметом моего рассмотрения не является то, что с ним [собранием] происходило после этого. Если Иоанн позднее пришел в эти места трудиться, то это было великим благоволением Бога, но формально это ничего не изменило в этом положении. Его труды (за исключением предупреждений семи собраниям в Откровении, где темой является суд) рассматривают жизнь в индивидуальном плане, ее характер и то, что поддерживает ее.
Любовь Павла показана в его расставании и ефесским собранием
С глубокой и трогательной любовью Павел расстается со старейшими из Ефеса. Кто восполнит утрату? В то же время он взывает к их совести относительно честности своего хождения. Закончились труды апостола язычников на свободе. Какая печальная и трогательная мысль! Он был орудием, избранным Богом, чтобы сообщить миру Его намерения в отношении собрания и установить посреди этого мира этот драгоценный объект Его любви, объединенный с Христом, который пребывает справа от Него. Что произошло с собранием здесь на земле?