Деяния апостолов. Главы 10, 11
Собрание существовало. Учение о том, что оно едино как тело Христа вне мира, еще не было известно. Принятие Корнилия не возвестило его, хотя и подготовило для него путь.
Вхождение Корнилия в дом Бога через служение Петра; Святой Дух дан язычникам так же как иудеям
Неослабевающая сила Петра, его апостольский авторитет, в период проявления которых произошло вхождение Корнилия в духовный дом Бога в связи со служением Петра, и то, что (после призвания Савла) открывало новые перспективы, — все эти факты, взятые вместе, утвердили то, что было прежде. Первоначальный труд никоим образом не был отклонен, чтобы начать другой. Однако видение Петра не открывало собрание как тело Христа, как и принятие Корнилия не делало этого. Эти два события лишь показали, что в любом народе тот, кто боится Бога, угоден Ему, — одним словом, что благосклонность Бога не ограничивается одними лишь иудеями и что нет нужды становиться иудеем, чтобы разделить спасение, которое во Христе. Единство тела, соединенного с его Главой в небесах, не было показано в этих событиях, но оно подготовило дорогу для провозглашения этой истины, так как в действительности язычник был допущен на земле, не становясь иудеем. Все это совершалось на земле в отдельных людях, хотя само учение преподано не было. Покаяние в жизнь вечную было даровано язычникам как таковым. Святой Дух — печать христианского благословения среди иудеев, плод искупления, совершенного Иисусом, — был дан язычникам, так же как и иудеям. Последние могли удивиться этому, но никакого противления Богу здесь не было. По благодати они могли воздать Ему хвалу за это.
Дверь открыта язычникам; краткий обзор труда Духа в главах 9,32 — 11,18
Начиная от Деян. 9,32 до 11,18 мы видим силу Духа Бога, пребывающую с Петром среди Израиля, и допущение язычников в земное собрание без того, чтобы они становились иудеями или подчинялись древнему порядку, который пришел к своему завершению; печать Духа положена на них; и также видим глав собрания в Иерусалиме и наиболее ревностных из обрезанных, принимающих этот факт как волю Бога и воздающих Ему хвалу, подчинившись этому, несмотря на все их предрассудки. Итак, дверь язычникам была открыта. Это являлось важнейшим событием. Драгоценное учение о собрании еще должно было быть возвещено.
Петр провозгласил призвание язычников в своей первой проповеди; но чтобы осуществить это и создать условия для этого в связи с тем, что уже исторически существовало, необходимы вмешательство, власть и откровение Бога. Шаг вперед очевиден благодаря долготерпению благодати Бога, ибо это не являлось человеческой мудростью. Вначале полностью проникнутые иудаизмом жители Иерусалима были научены, что Иисус вернется, если они раскаются. Это свидетельство благодати отвергается, и в лице того, кто отстаивал его, первые плоды собрания возносятся на небеса. Святой Дух в своей суверенной свободе действует в Самарии и среди прозелитов. Собрание было рассеяно гонениями; Савл был введен откровением прославленного Христа и свидетельством из Его уст, которое подразумевало единство святых на земле с Ним, их Главой на небесах, как одного тела. После этого благочестивый язычник, обращенный, но все еще язычник, обретает веру в Христа, а также Святого Духа; таким образом (так как он был отмечен этим свидетельством, этой печатью самого Бога на его вере), апостол и ученики, которые были наиболее привержены к иудаизму, принимают его; Петр – тем, что крестит его, а другие – тем, что признали действие Петра.
Значение спасения; печать Духа
Позвольте здесь заметить, что спасение — это не только факт того, что человек оживотворен и благочестив, но факт совершенного избавления, для того чтобы представить нас Себе самому в праведности, которую Бог дарует всякому, имеющему жизнь через действие Бога. Корнилий был благочестив, и его благочестие было убедительным; но он слушает слова о деле, сделанном для него, посредством которого он мог быть и (как мы знаем) был спасен. Наконец печать Святого Духа на верующем в Иисуса[17] является основанием, на котором признаются те, кого Бог принимает. Иначе говоря, она является полным доказательством для человека.
Новый порядок вещей, отличающий служение Павла
С 19-го стиха 11-й главы Деяний начинается повествование о новом порядке вещей, которым характеризуется служение Павла. Среди тех, кто был рассеян в связи со смертью Стефана, и кто дошел до Антиохии, проповедуя Господа Иисуса, были некоторые родом из Кипра и Киринеи, вследствие этого в большей степени связанные с греками. Поэтому они обратились с проповедью к грекам в этой древней столице Селевкидов, и многие приняли слово и обратились к Господу. Собрание в Иерусалиме, уже подготовленное благодаря обращению Корнилия, посредством которого Бог показал им вхождение язычников, признало также и это событие и послало Варнаву, который был родом с Кипра, в Антиохию. Он был муж хороший, исполненный Духа Святого, его сердце было полно радости при виде дела благодати Бога; и множество народа приложилось к Господу.
Варнава и Савл в Антиохии; образовано поместное собрание, состоящее преимущественно из язычников, отдельное от Иерусалима, но связанное с ним
До этого момента все было связано только с трудом в Иерусалиме, хотя и распространилось теперь на язычников. По-видимому, для труда уже более не было достаточно Варнавы, и он, во всех обстоятельствах ведомый Богом, отправляется на поиски Савла, который ушел в Тарс, когда его хотели убить в Иерусалиме. И эти двое собирались с собранием в Антиохии, уча множество народа. Пока еще все происходит в связи с Иерусалимом, откуда приходят некоторые пророки и возвещают о голоде. Связи между стадом и Иерусалимом как центром проявлены и укреплены тем, что посылается материальная помощь в эту религиозную столицу иудаизма и христианства, которое рассматривается происходящим из иудейского остатка, веровавшего в Иисуса как во Христа.
На Варнаву и Савла было возложено это служение, и они пошли в Иерусалим, чтобы исполнить его. Это обстоятельство ведет нас обратно в Иерусалим, где Дух должен еще показать нам некоторые детали путей Бога.