Синопсис Д.Н. Дарби

Орудия зла сатаны; два зверя

В главе 13 нам ясно представлено полное развитие зла в орудиях сатаны. Их два: зверь, имеющий десять рогов, и зверь, имеющий два рога. Первому зверю дракон (чей хвост увлек с неба третью часть звезд на землю — сатана в форме Римской империи) дал свой престол и великую власть[16]. Второй зверь не только использует в административном [т. е. касающемся управления] отношении силу первого перед ним; но он представляет собой активную силу зла, направленную на то, чтобы убедить людей признать первого зверя, и в нем — дракона. Зверь — это первоначальная Римская империя, но значительно измененная и в новой форме. В этих формах правления или головах она имеет совершенную полноту, однако она включает десять царств, которые, я не сомневаюсь, указывают на административное несовершенство ее целостности. У нее не двенадцать рогов, она несовершенна. Семь обозначает полноту самого высокого порядка. Агнец имел семь рогов, женщина — двенадцать звезд на своей голове. Семь — это совершенство само по себе, двенадцать — административное совершенство в человеке. Семь — это наибольшее простое однозначное число (оно не имеет делителей); двенадцать, в наибольшей степени делящееся без остатка, состоит из тех же элементов, что и семь, только умноженных друг на друга, а не сложенных одно с другим. Цифра четыре выражает совершенство в одной ограниченной вещи; так квадрат или, еще лучше, куб являются совершенно одинаковыми со всех сторон, но имеют ограниченную протяженность. Но у зверя на головах были богохульные имена. Он являлся открытым врагом Бога и Его Христа. Он впитал предшествующие империи и представлял их. Дракон — непосредственная сила сатаны в форме языческой Римской империи — дает этому новому зверю свой престол и власть. Она была не от Бога. Теперь, когда собрание уже не на земле, Бог больше не признает никакой власти на земле, до тех пор пока Он не примет свою собственную. Земля находится в состоянии войны с Ним.

Имперская голова первого зверя ранена и восстановилась; поклонение дракону; богохульство зверя

Одна из голов зверя (которая, я не сомневаюсь, означает империю) была смертельно ранена, но исцелилась. Имперская голова возродилась, и весь мир восхищается этим. Обитатели земли поклоняются дракону, так как он дал зверю свою власть. Ничто в их глазах не может сравниться со зверем, Бог же полностью отвергнут на земле. Зверю позволено высказывать высочайшие притязания и произносить оскорбления в адрес Бога. Он хулит Бога, Его имя и место Его обитания, а также небесных святых — все христианство и Бога христианства. Дракон изгнан с небес, и туда приняты восхищенные святые. Он хулит их, но ничего другого он сделать не может.

Зверю поклонились все обитатели земли, за исключением избранных

Что касается тех, кто обитает на земле (ибо разделение являлось теперь не только духовным разделением), все они поклонились зверю за исключением избранных — тех, чьи имена от основания мира были записаны в книге жизни Агнца [в рус. переводе в стихе 8 не такой порядок слов, как в англ.]. Человеческое сопротивление посредством силы не будет являться путем послушания. И здесь показаны терпение и вера святых. Взявший меч от меча и погибнет; насилие никогда не является путем Христа, Его путь — это терпение, которое все выносит и не сопротивляется; но зверь, который убивает, погибнет. Итак, такова имперская власть, богохульная власть, установленная сатаной, занимающая место древней Римской империи, — власть, которая представляет все четыре империи [13,2], изменившаяся, что касается ее формы, но являющаяся восстановленной имперской головой.

Второй зверь, заставляющий всю землю поклоняться зверю; Антихрист, лже-Христос сатаны, действует, обольщая чудесами

Но есть второй зверь. Он возникает не из беспорядочной массы народов (море), чтобы создать империю, но он выходит из уже сформированной структуры, с которой как таковой Бог имеет дело. Этот зверь имеет внешний вид царства Мессии на земле — у него два рога, подобные рогам Агнца; тем не менее это непосредственное орудие силы сатаны. Тот, чье ухо было научено Богом, сразу же различал в его голосе голос сатаны. Он осуществлял всю власть первого зверя перед ним; он, имея его власть, является его служителем; он заставляет землю и всех живущих на ней поклоняться ему (то есть восстановленной Римской империи в лице ее главы). Он является Антихристом, лже-Христом сатаны, подчиняющим землю сатанинской Римской империи. Этот Антихрист творит великие чудеса, чтобы дать людям те же доказательства прав зверя на них, как те доказательства, которые дал Илия касательно прав Сущего. Сравните с этим отрывком 2-ю главу Второго Послания Фессалоникийцам, где человек греха производит те же чудеса, знамения и силы, хотя они были ложными, которые производил Иисус, чтобы доказать, что Он являлся Христом. Он обольщает также этими чудесами живущих на земле, побуждая их воздвигнуть изображение первого зверя. Он дает дыхание этому изображению, чтобы оно говорило и делало так, чтобы убиваем был всякий, кто не поклоняется ему. И все должны будут принять печать или метку их подчинения зверю в их труде или в их профессии; и никто не сможет торговать, покупать или продавать, если он не имеет этой метки — числа зверя.

Власть, которая признает публичную власть сатаны и хочет заставить всех поклониться ей; сатана занимает место Христа — царствование и пророчество; поддержка власти язычников посредством обольщения; вовлечение иудеев в идолопоклонство и подчинение язычников первому зверю

Такова власть, по своей форме имеющая образ царства Мессии, вдохновленная всею энергией сатаны; она, признавая публичную власть, которую сатана будет утверждать в мире, захочет заставить каждого человека подчиниться ей, лишая того, кто откажется признать ее, всяких социальных отношений, необходимых для его существования. И все, кроме избранных, преклонят свою голову под это ярмо. Антисвященническая сила сатаны на небесах упразднена; но для него еще остается царственность и место пророка в контрасте с Христом, который еще не явился. Он захватывает и то и другое, однако он не может положить конец власти язычников (сделать это предоставлено Христу), но он укрепляет ее как ее представитель; и, подобно отступившим иудеям прежних времен, этот народ (за исключением избранного остатка) как его орудие поклоняется перед ее силой и служит ей. Именно так осуществляется вся сила сатаны. Однако, устанавливая своего мессию, он вынужден прибегнуть к обольщению; своей ложью и чудесами он поддерживает то, что не может устранить, — власть язычников; он также вовлекает иудеев в идолопоклонство и подчиняет их язычникам, а самих язычников, обитающих на земле, покоряет доверенному лицу сатанинской власти — первому зверю.

Какое странное положение вещей! Насколько оно чуждо чувствам иудеев и современным надеждам язычников. Однако нечистый дух идолопоклонства должен вернуться в свой дом [Матф. 12,45]. Знамения, а не истина будут управлять суеверными умами людей; они будут преданы действию заблуждения, чтобы верить лжи [2Фес. 2,11]. Здесь — хотя лжепророк и принимает образ Христа в своем царстве — говорится главным образом о его действии, направленном на язычников. Иудеи смешиваются с ними, как мы видим у Исаии, глава 66, и у Даниила. Это период свободомыслия, как это называют, и в то же время период чудовищной тирании в отношении тех, кто не преклонит свою голову под ярмо сатаны и не подчинится постановлениям, которые он установит. Этот период характеризуется отсутствием истины.

Число зверя

Что касается числа зверя, то я не сомневаюсь, что благочестивым людям понять его будет очень просто, когда появится зверь и когда придет время духовного распознания; это имя на практике направит тех, кто будет иметь дело со зверем. Пока этого не произошло, предположения людей не представляют большой ценности; древнее мнение Иринея, который видит число 666 в имени «Латинец», ничем не лучше других.