Откровение. Глава 22
Связь святого города с землей; река Бога и дерево жизни; источник благословения в постоянном присутствии Бога; Его слуги царствуют во веки веков
Хотя святой город находится не на земле, его связь с землей видна во всем. Его освежает река Бога, а дерево жизни, плоды которого, всегда спелые, служат пищей для его небесных обитателей, приносит в своих листьях исцеление для народов. Только прославленные святые едят плод, который является результатом постоянного роста (Откр. 2,7); но то, что проявляется и видно снаружи, как листья дерева, является благословением для живущих на земле. Мы видим, что именно благодать характеризует собрание в славе. Народ и царство, которые не будут служить земному Иерусалиму, полностью погибнут (Ис. 60,12) — он сохраняет свой земной царский характер. Собрание также сохраняет свой характер, листья дерева, плодами которого оно питается, служат для исцеления. Проклятья больше нет. В нем находится престол Бога и Агнца. Это является источником благословения, а не проклятья; Его слуги служат Ему; часто здесь на земле они не могли служить Ему так, как они хотели. Отметим еще раз, что здесь о Боге и Агнце говорится как об одном, что постоянно встречается в писаниях Иоанна. Его слуги будут иметь наиболее полную привилегию Его постоянного присутствия, они будут видеть Его лицо; и тот факт, что они — Его, что они принадлежат Ему как свои, станет очевидным для всех. Там нет ночи, ни нужды в свете, потому что Господь Бог дает свой свет им, а что касается их положения, то они царствуют, причем не тысячу лет, как они будут царствовать на земле, а во веки веков.
Этим завершается описание небесного города и всей пророческой книги. Далее следуют предупреждения или заключительное выражение мыслей Христа о собрании и Его отношений с ним.
Те, к кому эта книга относится, предупреждаются о необходимости соблюдать сказанное в книге из-за скорого возвращения Христа; ангел не принимает поклонение Иоанна; когда книга завершила свое свидетельство, люди остаются в прежнем состоянии или для суда, или для благословения; Христос должен прийти скоро
Ангел провозглашает истинность всего этого и говорит, что Господь Бог пророков, — не как Бог и Отец Господа Иисуса Христа и не как Тот, кто непосредственно учит собрание, обитая в нем посредством Святого Духа, — но Господь Бог пророков послал своего ангела, чтобы открыть все это своим слугам. «Вот, — говорит Христос как в прежние времена посредством пророческого духа и возвышаясь теперь до своего личного свидетельства, — вот, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей». Собрание рассматривается не как объект пророчества, а как «то, что есть», — время, которое не совсем определено, особенно, что касается будущего. Те, кто соблюдает пророчества, являются теми, к кому эта книга относится, и они предостерегаются, что Христос скоро придет. Конечно, мы все можем извлечь пользу из этого пророчества, но мы не находимся на тех сценах, о которых оно говорит. Иоанн под впечатлением, которое на него произвело величие посланника, показавшего ему все это, падает к его ногам и хочет поклониться ему. Но святые из собрания, даже если они являются пророками подобно тем, кто был прежде, не должны возвращаться к неопределенности прежних дней. Ангел — это просто ангел, служитель Иоанна и его братьев-пророков: Иоанн должен поклоняться Богу. Слова пророчества не должны быть запечатаны как те, которые слышал Даниил (Дан. 12,4), ибо время близко. Когда пророчество завершило свое свидетельство, люди остаются в прежнем состоянии то ли для суда, то ли для благословения. Скоро придет Христос и каждый получит по своим делам. В стихе 7 звучит предупреждение о том, чтобы хранить слова этой книги, данное в форме благословения тем, кто находится в упомянутых обстоятельствах; а стих 12 провозглашает приход Христа для общего суда над живыми.
Христос провозглашает себя Богом прежде и после всего; благословение искупленных, тех, кто очищен; яркая и утренняя Звезда
Наконец, Христос, лично взяв слово в стихе 12, объявляет себя Альфой и Омегой, началом и концом — Богом, существующим прежде всего и после всего и заполняющим время. Правильное прочтение стиха 14: «Блаженны те, которые омыли свои одежды, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами». Избавленные, те, кто очищен, могут войти в него и вкушать плоды древа жизни, ибо, как я полагаю, речь идет здесь о плоде. Снаружи находятся нечистые и жестокие, те, кто любит сатанинскую ложь и идолопоклонство, грех против чистоты, против своего ближнего и против Бога; те, кто следует за сатаной.
Этим завершается подведение итогов. Господь Иисус открывается теперь сам в своей личности, обращаясь к Иоанну и святым. Он провозглашает, кто Он есть, в каком характере Он является, чтобы сказать это им. «Я есмь корень и потомок Давида», то есть исток и наследник временных обетований, данных Израилю, но, более того — «Звезда яркая и утренняя». Это то, кем Он является прежде своего явления, в обоих отношениях; только в отношении Израиля это то, кем Он является как рожденный от семени Давида по плоти. Но Господь принимает и другой характер. Он еще не поднялся как Солнце праведности над землей, погруженной во мрак [Мал. 4,2]; но для веры наступил рассвет; и собрание в ночи, окутывающей мир, видит Его как утреннюю Звезду; в то время как оно бодрствует, ожидая Его согласно Его слову, оно знает Его в Его сияющем небесном характере — характере, который не пробуждает спящий мир, но вызывает счастье и радость у тех, кто бодрствует. Когда Он поднимется как Солнце праведности, Его не будут знать так, как мы Его сейчас знаем; каким бы ярким ни был день, земля никогда не будет знать Его как небесную утреннюю Звезду. Когда Христос находится в этом месте, Дух обитает в церкви здесь на земле, и церковь имеет с Христом свои собственные отношения. Она невеста Христа, и ее желание направлено к Нему.
Возглас Духа и невесты; наша общая надежда и желание; приглашение «желающему» прийти
Таким образом, «Дух и невеста говорят: приди!» Это не предупреждение Того, который судит и вознаграждает; это откровение о Нем самом, которое пробуждает желание невесты согласно тем отношениям, в которые благодать поместила ее. Также это не является просто чувством или желанием: Дух, обитающий в церкви, направляет и внушает эту мысль. Но Дух и вместе с Ним сердце того, кто наслаждается этими отношениями, обращается также и к другим. «Пусть слышавший» — слышавший голос Духа в собрании, — пусть присоединится к этому возгласу и скажет: «Приди!» Это одна общая надежда, она должна быть нашим общим желанием; и осознание того, чтó скоро придет на землю, осознание гибели того, чтó есть, должны лишь (хотя в действительности это второстепенный мотив) подстегнуть этот возглас сердца у всех.
Но, пока святой находится здесь, он занимает еще одно положение. Не только его желания устремляются ввысь к Богу и к небесному Жениху; но он отражает известный ему характер Бога, обладая Его природой и Его Духом, явленными в любви Христа, и имея живую воду, хотя еще не обладая Женихом. Он поворачивается к тем, кто окружает его, и приглашает их: «Жаждущий пусть приходит» — и затем провозглашает миру: «Желающий пусть берет воду жизни даром». Таким образом, в этом стихе полностью раскрывается положение небесного святого, осознающего положение собрания, начиная с его желания прихода Христа и заканчивая его приглашением, обращенным ко всякому, кто хочет прийти.
Предупреждение о сохранении целостности книги; ободряющее заверение Христа; ответ святых; обетование и желание в качестве последних слов Иисуса в сердце
Цельность книги оберегается серьезным предупреждением об опасности потерять участие в дереве жизни[23] и святом городе. Затем Христос ободряет сердца святых, заверяя их в том, что Он скоро придет; и сердце истинного верующего откликается горячим и искренним желанием: «Аминь, гряди, Господи Иисусе!» И затем книга завершается приветствием благодати, оставляя в сердце обетование и желание в качестве последних слов Иисуса.
Осознанное положение святых, представленное в начале и в конце книги
Пусть читатель обратит внимание, что в начале и в конце книги, до пророческих утверждений и после них, нам представлено ясное выражение красоты осознанного положения святых.
Первый раз, во вступлении книги, представлено личное осознанное благословение как результат того, что Христос совершил; в конце говорится о положении собрания в целом, таким образом проводя четкое различие между святыми времени евангелия и теми, чьи обстоятельства пророчески раскрываются им в этой книге. «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровью Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» — говорится в начале. Как только упоминается имя Христа (и это мы видим в обоих случаях), это пробуждает у святых осознание любви Христа и их собственного места в отношениях с Ним. Они уже омыты от своих грехов Его кровью и сделаны царями и священниками Богу и Его Отцу — имеют свое место и неизменное положение. Они уже обрели свое постоянное место прежде, чем раскрыта какая-либо часть пророчества, и в грядущем царстве они насладятся этим местом — не потому, что будут благословлены под управлением Христа, а потому, что они соединены с Ним. Здесь, в этой книге, они просто имеют свое место в царстве и священстве; это — личное звание в результате Его первого пришествия. Они возлюблены, омыты Его кровью и соединены с Ним в царстве.
Христос как утренняя Звезда; собрание выявляет действенную любовь; желание Духа и невесты второго пришествия; призыв Духа
В конце же книги Христос открывается как утренняя Звезда — положение, которое ни в коей мере не относится к этому пророчеству, но то, в котором собрание, ожидающее Его возвращения, само соединено с Ним и царством (сравните с обетованием побеждающему в Фиатире)[24]. Это выявляет действенную любовь. Это не просто факт, как прежде, что мы возлюблены [1,5], и то, чем эта любовь сделала нас [1,6], но здесь любовь направлена сначала к Христу в познанных отношениях, в которых собрание находится с Ним, затем — к святым, которые слышат, после этого — к жаждущим, и наконец — ко всему миру. Желание церкви как невесты, с которой пребывает Дух, направлено ко второму пришествию Христа за ней — к обладанию утренней Звездой; затем Дух обращается к святым, призывая их сказать Иисусу: «Приди!» — присоединиться к этому желанию. Однако мы видим Духа — еще не Жениха; поэтому все жаждущие приглашаются прийти к Нему и пить, и таким образом евангелие возвещается всем. «Желающий пусть берет воду жизни даром». Это любовь, действующая в святом и поворачивающая от Христа к грешникам в мире.