Синопсис Д.Н. Дарби

Гаваонитяне и дом Саула

И прежде всего о Божьем управлении, управлении Того, кто ничего не забывает и у которого все имеет свои результаты, приходится вспомнить Давиду и его народу посредством гаваонитян. Больше не было необходимости Давиду преследовать дом Саула для утверждения домоправления Бога. Есть праведный суд Бога, нравственный принцип, который выше всякого домоправления .

Саул, в своей формальной и плотской ревности, хотя она и была для Бога, не действовал в страхе Бога. Именно этим и отличается особым образом благочестивая ревность от ревности ради внешних интересов Его царства. Саул забыл клятву, которую израильтяне дали жителям Гаваона. Бог ее помнит, и Он не презирает несчастных гаваонитян. Давид также признает это обязательство; вопросив Сущего о причине наказания, обрушивавшегося на Израиль три года подряд, он подчиняется требованию гаваонитян[12]. Весь дом Саула погибает, за исключением небольшого остатка, прилепившегося к Давиду. Что касается последнего, то обстоятельства трогательной и верной привязанности Рицпы пробудили в сердце Давида воспоминания о более светлых моментах деятельности несчастного Саула, и Давид воздает его памяти последние почести. После этого Бог был благосклонным к стране.

Храбрый враг побежден силой или одной верой

Если пращей и камнем вера могла поразить своих врагов, то плоть уступает их нападкам. Как мы ясно увидели, Давид, ставший царем, больше предается похотям и своей собственной воле, чем Давид страдающий.

Тем не менее прекрасно видеть, что там, где вера действовала среди гибели народа, она побудила к действию многие другие орудия, которые, воодушевившись и ободрившись ее успехом, действуют без страха и с такой же силой, как та, которая произвела первое избавление. Однако здесь необходимо заметить, что победа над храбрыми врагами в тот момент, когда весь Израиль воодушевлен успехом и укрепляет руки своих сильных мужей, в корне отличается от веры, во всем полагающейся на Бога, когда сила и успех на стороне врага, и народ бежит от него. Последнее относится к случаю поединка Давида с Голиафом, первое — к случаям, когда мужи поражали других исполинов.