Второзаконие. Глава 33
Моисей благословляет народ согласно благословениям Бога
Нам представлены также благословения, которыми этот человек Бога благословил народ перед своей смертью (глава 33). Благословения Иакова были более историческими, относящимися к будущему. Здесь же они скорее характеризуют отношения народа с Богом согласно Его управлению. Колена по-прежнему представлены в количестве равном двенадцати (Симеон пропущен, чтобы предоставить место двум коленам из потомства Иосифа, первенца, что касается наследства, вместо Рувима). Здесь все соответствует благословению Бога, а не правам естества. Согласно этому последнему принципу Израиль, представленный Рувимом, будет унижен, однако не умрет.
Сущий предстает здесь в своем величии, с огнем закона в своей правой руке, но Он любит свой народ, иначе говоря, Его святые окружают Его, чтобы внимать Его словам. Через посредничество Моисея народ получает закон, который является наследием обществу Иакова. Этот Моисей там, как царь. Таковы отношения, на которых базируются эти благословения.
Благословения Сущего согласно величию Синая и откровению о самом себе
Эти благословения представлены здесь не исторически, как благословения детей отцами, и, следовательно, не в связи с Шило [см. Быт. 49,10 в рус. Примиритель], Скалой Израиля, и не как полный обзор путей Бога в Израиле, как в книге Бытие. Здесь темой являются отношения Сущего с народом как со вступившим во владение землей обетованной (как и во всем Второзаконии) и поставленным под управление Бога. Сущий благословляет, но благословляет согласно величию Синая и согласно откровению, которое Он дал о самом себе из тернового куста. Моисей, царь, является каналом этих благословений, которые, таким образом, относились к народу и основывались на этих отношениях с Богом. Таким образом, Левий благословлен, проявив верность Сущему. Иосиф, будучи отделен от своих братьев, боясь Бога и являясь сосудом Его намерений, имеет благословение и благосклонность Того, кто пребывал в терновом кусте. Таково было положение этих двух колен в этой земле, поскольку Симеон, о котором здесь не упоминается, так сказать, потерян в земле, — его удел был там, где жили филистимляне.
Причина того, что основные благословения даны Левию и Иосифу
Следует также заметить, что основные благословения даны тому, кто ради Бога не знал ни отца своего, ни мать свою, то есть Левию; и Иосифу, который ради славы Бога был отделен от своих братьев. И тот и другой принадлежали Ему. Левий имел самое превосходное положение: его отделение, которое имело место на деле, было плодом верности. Иосиф, возможно, наслаждался более ощутимой благосклонностью Бога: он оставался верным Богу в своем недобровольном отделении. То и другое совершенным образом осуществилось во Христе.
Рувим и Иуда
Если благословение Бога сохраняет жизнь Рувиму, но в малом количестве людей [вставленная в рус переводе в квадратных скобках частица «не» отсутствует в англ.: «Да будет малочислен»; и в сноске сказано, что буквальный перевод: «Пусть его легко будет посчитать», ст. 6], то Иуда представлен Сущему, чтобы быть услышанным и чтобы помощь Сущего была с ним. Выражение «приведи его к народу его» заслуживает особого внимания в отношениях, которые существовали между этим народом и Богом с учетом положения Иуды в истории народа в условиях управления Бога, с учетом его нынешнего рассеяния, а также с учетом того, что должно еще произойти в будущем, когда единство всего народа будет восстановлено в их земле.
Левий и вечное священство
Левий занимает третье место, так как Симеон опущен. Просьба пророка-царя о нем (Левии) — это просьба о вечном священстве народа Бога (на земле, конечно). Выражение «святой муж Его» употреблено в смысле благочестия перед Богом — благодать в сердце. Моисей просит Бога, чтобы свет и совершенство (урим и туммим) в понимании отношений, которые будут существовать в действительности во все времена между народом и Богом и в свою очередь между Богом и народом, могли быть у мужа благодати и благочестия, — официально у колена священников.
Но основание этой просьбы замечательно, что касается управления Бога. Бог испытывал народ в Массе и спорил с ним у Меривы. Это именно те действия, которые исторически приписываются Израилю [Исх. 17,7]. Это они испытывали (или искушали) Бога в Массе и спорили с Ним у Меривы. Но именно там, где плоть проявляется в Израиле, Бог испытывает своего священника; именно при водах Меривы, где Моисей не освятил Его [именно так в англ. в 32,51], Бог вступил в спор с Моисеем[18]. Тяжелые обстоятельства (лишение потока явных и ощутимых благословений в среде народа Бога — положение, которое дает повод для проявления мятежной плоти и для ропота против Бога в пустыне, когда искушают Бога и говорят: «Есть ли Бог среди нас?») — именно посредством таких обстоятельств Бог испытывает своих священников! И церковь в ее священническом положении и особенно те, для сердца которых дорого благо церкви, также подвергаются испытанию, чтобы проявилось, могут ли они полагаться на благословение Бога, несмотря ни на что.
Левий подвергнут испытанию
Но, хотя Левий и подвергался испытанию в своем священстве, он был испытан, чтобы получить его [33,10]; и Левий не колебался ни минуты в выборе между Богом и человеком, даже если этот человек был ему самым близким по плоти. Это единственное основание всякого священства. Перед Богом можно стоять от имени другого лишь в той мере, насколько истинно сам стоишь от имени Бога перед людьми. Ибо иначе с каким Богом будет это посредничество? Оно не будет с Богом святости, который имеет право на все наше существо. Это может являться в отношении грешников лишь состраданием плоти, связывающей себя с грехами.
Необходимо быть допущенным в присутствие Бога согласно Его святости, чтобы быть способным ходатайствовать за человека в его немощи. Это абсолютно истинно в отношении Иисуса и в практическом смысле в отношении всех нас. Но, чтобы быть ходатаем, необходимо дать свидетельство верности, когда потребуется, и это непременно должно нам чего-то стоить перед людьми. Это должно быть для Бога, не щадя себя, ненавидя отца и мать. Это весьма важное наставление. Необходимо также видеть разницу между испытанием нашего священства и испытанием нас самих, перед тем как приступить к его исполнению. Здесь речь идет о практическом испытании, когда мы являемся священниками, ибо мы являемся священниками по благодати, однако становимся пригодными посредством глубокого упражнения сердца, отделяющего нас для Бога.
Вениамин и Иосиф
По-видимому, место Вениамина в отношениях с Сущим было местом Его благосклонности, он был храним вблизи Него; то же самое можно сказать об этом колене, в пределах которого находился Иерусалим. Иосиф имел свое земное благословение по праву первенца; что касается его наследия, то его земля благословенна, — ему назначен двойной удел.
Завулон, Иссахар и Гад
У меня нет замечаний относительно других благословений, скажу только, что благословения Завулона и Иссахара, по-видимому, еще осуществятся в будущем, а благословения Гада утверждают уже существующие отношения.
Бог возвышает себя, чтобы благословить свой народ в конце
Но, кроме того, если пути Бога в отношении Его народа были связаны с верностью Израиля и с проявлением Его самого, если Бог приспосабливал свои пути к их поведению, чтобы явить свое управление и себя самого, то Он также возвышал себя самого над всеми [33,26], чтобы благословить и сохранить. Он прибегнет к правам своей собственной славы, чтобы быть для них надежным источником благословения и безопасности; Он сделает известной свою славу ради Израиля. Он принесся по небесам на помощь им. Там, где было Его величие, там была и помощь народу. Он и впредь будет поддерживать их и поразит их врагов — тогда Израиль один будет пребывать в безопасности. Народ будет жить на земле плодородной, на которую с небес будут течь благословения подобно росе. Счастливый народ! Объект избавления, совершенного Богом, который был для них щитом и мечом. Их враги будут вынуждены подчиниться им.
Следовательно, какими бы ни были отдельные моменты отношений народа с Богом в Его управлении ими, Он благословит их в конце как народ, согласно своей суверенной славе и своему величию.