Второзаконие. Главы 1 — 4
Давайте несколько подробней исследуем первые главы, в которых показаны все старания, предпринятые Духом, чтобы поместить перед глазами народа все те мотивы, которые могли бы побудить их идти верно по лежащему сейчас перед ними пути.
Моисей вспоминает терпение и доброту Бога в странствовании по пустыне
Книга начинается с повествования о том, что случилось с момента пребывания сынов Израиля у Синая; и Моисей напоминает им о повелении оставить это место и пойти на гору аморреев[2], чтобы взойти и овладеть землею. Они пришли туда и, приведенные в уныние соглядатаями, не пожелали взойти; затем, пытаясь совершить это без Бога, они были поражены перед лицом своих врагов. Когда они прошли мимо пределов сынов Исава и Моава, Бог дал им землю Сигона и Ога.
Здесь также есть наставление, что, хотя Бог разрешил сделать это, все же то, что они отправили соглядатаев, являлось результатом неверия среди народа, — поучительный урок. Бог может позволить и до некоторой степени одобрить человеческую мудрость в Своих путях — в Своем управлении, но она все же приносит плод неверия, которое лежит в ее основании.
Одним словом, Моисей в общих чертах напоминает им то, что имело место в их странствовании, которое все-таки привело к их вхождению в землю, которую они должны взять во владение: терпение и доброту Бога.
Величие Бога и Его слова; привилегия, которой они обладали у Хорива
Напоминая им о Хориве, Моисей еще раз указывает им на ту привилегию, которой они обладали в близости к Богу, который сам говорил к ним из среды огня (при этом они не видели никакого образа), — указывает на авторитет Его слова, его величие, исключая таким образом все мысли об идолопоклонстве. Моисей напоминает им, что все взрослые погибли в результате своего неверия; что и сам он не войдет в ту добрую землю; что Бог есть Бог ревнитель, огонь поядающий; и что если они осмелятся вытесать себе идола, то скоро будут полностью истреблены с лица той земли, в которую собираются войти, и рассеяны среди народов, — будут оставлены, чтобы служить богам, которых они возлюбили; но если они будут искать Бога всем сердцем, то найдут Его, ибо Он есть милосердный Бог, который не отвергнет их. Моисей добавляет, что если Синай был сиянием Его величия, то верно также, что такой Бог величия никогда прежде не благоволил находиться так близко к народу, избранному Им ради их отцов. Такова основа управления этим народом.
Моисей отделяет три города-убежища по эту сторону Иордана как знак со стороны Бога владения землей, которую Израиль завоевал по эту сторону Иордана. Главы 1-4 являются вводными.