Бытие. Глава 2
Отношения человека с Богом; особый способ его сотворения
Во второй главе перед нами отношения человека с Богом и его положение в этих отношениях. Вот почему творец впервые называется Сущим Богом [в синод. переводе «Господь Бог»][2], Иегова, Элохим, не просто Бог как творец, но Бог в отношениях с теми, кого Он сотворил. Это еще одна причина, по которой нам описано, как человек был сотворен особым образом.
Эдемский сад
Скажем несколько слов в отношении сада: это было место наслаждений. Едем значит «удовольствие». Он исчез полностью и был предназначен к исчезновению, но благодаря, по меньшей мере, двум названным в связи с ним рекам, мы видим, что он реально существовал на этой земле. Иегова-Элохим образовал человека; Иегова-Элохим насадил сад. Река Бога, которая должна была снабжать влагой землю, брала там свое начало. Освежающие источники Бога находились в месте Его наслаждения, а человек был помещен туда, чтобы возделывать и охранять сад. Сейчас как человек, так и земля в разорении.
Два дерева: ответственность человека в послушании и суверенный источник жизни
В этой главе более подчеркнуто представлены особые отношения человека с Богом, с женщиной (прообраз отношений Христа и Его церкви), с творением и два великих принципа, из которых проистекает все, касающееся человека во все времена, установленные в саду, куда человек был помещен в благословении, а именно: его ответственность в послушании и суверенный источник жизни — дерево познания добра и зла и дерево жизни. Именно с примирением этих двух вещей связано блаженство человека[3]. Это невозможно вне Христа. Это вопрос, который поднят в законе и который получил ответ в благодати во Христе. Закон делал жизнь следствием совершенного послушания того, кто познал добро и зло, то есть делал ее зависящей от результата нашей ответственности, тогда как Христос, претерпевший последствия греха и непослушания человека, стал согласно силе жизни, одержавшей победу над смертью (плодом этого непослушания), источником вечной жизни, которую зло не может достичь, и причем стал этим источником в совершенной праведности согласно делу, удалившему всю вину того, кто разделяет ее, — праведности, в которой, более того, мы стоим перед Богом согласно Его собственным мыслям и Его праведной воле и природе, согласно Его собственной славе. Священство Христа[4] относится к деталям раскрытия этой жизни среди зла и к положению божественного совершенства, в которое мы помещены посредством Его дела; священство примиряет наши нынешние немощи с положением, которое Бог дал нам пред собой. В саду для нашего праотца еще не существовало познания добра и зла: послушание, заключавшееся в воздержании от одного поступка, который не являлся бы грехом, если бы не был запрещен, составляло испытание. Это не было ни запретом греха, как на Синае, ни требованием добра, когда добро и зло уже были познаны.
Человек в контрасте со всяким другим творением
Что отличает человека от всякого другого творения на земле, так это то, что вместо возникновения, как живого существа, из земли или воды по одному лишь слову Бога, человек образован и сформирован из праха [т. е. из пыли]; и Бог помещает его как душу живую в непосредственные отношения с собой, так как он стал душою живою через то, что сам Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни.
Человек посредством происхождения его жизни находится в непосредственных отношениях с Богом
Все твари, имеющие жизнь, названы душами живыми и упоминаются как имеющие дыхание жизни, но Бог не вдыхал в ноздри ни одной из них, чтобы они стали душою живою, — человек же, посредством своего существования, был в непосредственных отношениях с Богом, ибо он получил свою жизнь непосредственно от Него. Вот почему в Деян. 17 он назван родом Его, и в Евангелии по Луке сказано «сын Адама, сын Бога».
Отношения Адама с Богом, своей женой и с подчиненным творением
Важно рассматривать данную главу как закладывающую особым образом все принципы отношений человека как с Богом, так и со своей женой и с подчиненным творением. Здесь все по роду своему, как творения Бога, и в своем порядке находится в тесной связи с землей; но не труд человека давал им рост и плодородие, и не дождь с неба обеспечивал их плодородие сверху. Но от земли исходил пар, орошавший всю ее поверхность, поднимаемый силой, действующей на земле для благословения, но не опускаясь вниз. Однако человек находился в совершенно особом положении по отношению к Богу. Человек не обитал на небесах, Бог не обитал на земле; факт Его пребывания среди нас или нашего пребывания с Ним — это плод благодати и искупления, которые также создают храм для Бога. Но Бог сотворил место особого благословения и наслаждения для обитания человека, именно там Он посещал его. Из этого сада, куда он был помещен рукой Бога как правитель мира, истекали реки, которые орошали внешний мир и характеризовали его части. На Адаме лежала обязанность послушания. Являясь образом Бога на земле, будучи чуждым злу по своей природе и являясь центром огромной системы, окружающей его и связанной с ним, он должен был обрести свое счастье в своих непосредственных отношениях и в своих связях с Богом согласно тому месту, в которое он был помещен.
Благословение Адама, сохраняемое посредством зависимости и общения с Богом
Как только Бог искупил народ, Он обитал среди него. Его постоянное присутствие являлось следствием искупления — единственно его (Исх. 29,46). Здесь Он творил, благословлял, и посещал. Адам, образовав осознанный центр всего, что его окружало, имел свое благословение и безопасность в зависимости от Бога и в общении с Ним. Именно этого, как мы потом увидим, он лишился и стал ненасытным центром своих собственных желаний и тщеславия, которые он никогда не мог удовлетворить.
Положение первого и невинного Адама
Итак, земная природа в своем совершенстве, имеющая центром человека, находящегося в отношениях с Богом через сотворение и дыхание жизни, которое было в нем; чистое наслаждение; источник пребывающей жизни и средство испытания его ответственности; источники всеобщего освежения внешнего мира; и, если бы человек пребывал в первозданном состоянии, благословенное общение с Богом на этом основании, — таким было положение первого Адама в невинности. Чтобы он не был один, но имел дружеское общение, спутницу, наслаждение чувств, Бог образовал — не другого человека, ведь тогда человек не был бы уже единственным центром, — но из самого человека Бог образовал его жену, чтобы их союз был как можно более близким и абсолютным и чтобы Адам оставался главой и центром всего. Более того, Адам получил ее из руки самого Бога. Такова была природа, которой человек был окружен, — то, что Бог всегда признает, против чего человек никогда не может согрешить безнаказанно. И хотя грех осквернил и испортил все это, именно таковой является картина того, чем будут Христос, церковь и вселенная в конце, в силе, посредством послушного человека. До этого момента все было невинным, неосознающим зла.