Псалмы. Псалом 108
Хвала избавления; ожидается полная безопасность в земле
Псалом 108 имеет особый характер — он составлен из концовок двух других, первые части которых выражают вопль глубокого горя, а последние — ответ на этот вопль в вере и надежде, соединенных здесь вместе. Первая часть этого псалма, составляющая концовку Псалма 57, выражает твердую уверенность благочестивого сердца, которое может сейчас славить и будет славить между народами (аммим), состоящими теперь во взаимоотношениях с Израилем, и среди различных рас людей, племен. Но еще не произведены все результаты благоволения Бога, и та же вера, о которой говорится в Псалме 60, пропуская вопль горя, прославляет вмешательство Того, чья милость превыше небес, — вмешательство для того, чтобы привести к покорности тех, кто еще владеет различными частями территории Израиля.
Можно отметить здесь, что в целом эта книга, как и предыдущая, характеризуется, касательно положения Израиля, тем, что народ восстановлен Богом в земле и избавлен, но еще не пребывает в безопасности от всех нападений и также еще не обладает всей землей обетованной; так что, хотя народ воздает благодарение и хвалу (ибо Бог вмешался, и положение Израиля изменилось), он испытывает нужду в помощи и защите от врагов, еще не уничтоженных, и нужду в полном благословении Бога в покое. Среди этих псалмов в конце есть всего несколько, являющихся исключительно псалмами восхваления или скорее призывающих к хвале. Это состояние, когда народ избавлен, но еще лишь ожидает полной безопасности, выражается в конце псалма 108; что же касается окончательного избавления, то лишь устанавливается этот факт.
Небезынтересна связь двух частей этого псалма. Первая часть славит Сущего за то, чем Он является, как это известно сердцу в вере; это — Бог в контрасте с человеком. Его милость превыше небес, а Его истина достигает облаков. Милость, как всегда, упоминается первой, как корень всего. Вторая часть начинается с выражения надежды, что Сущий поднимется как Бог выше небес и что Его слава — над всей землей. Он должен занять свое место и отстоять свое имя как Бога, чтобы Его возлюбленные были избавлены. Стих 7 раскрывает ответ Бога, берущего в свои руки, в подробностях, всю тяжбу Израиля как свою собственную. Поэтому именно Бог воюет с народами, захватившими земли Израиля, и именно силою Бога остаток будет действовать доблестно. Следовательно, здесь упоминается Бог, а не Сущий, ибо это не отношения согласно завету, а то, что есть Он, — Он в контрасте с человеком, на которого тщетно надеяться, что касается избавления.