Деяния апостолов. Глава 16
Павел, характеризуемый свободой и силой Духа
Павла характеризует свобода и сила Духа. Он таков, каким его делает Дух. Если ему явился Иисус, хотя это мог засвидетельствовать Анания, он должен был на деле доказать это силой своего служения. О характере его служения и о его результатах повествуется в главах 16 — 20. Здесь замечательным образом показаны действие и свобода Святого Духа.
Обрезание Тимофея
Пожалуй, нет более замечательного примера этому, чем тот, который Павел дает в случае с Тимофеем. Он с полной свободой использует обрезание, чтобы отвергнуть иудейский предрассудок. Весьма сомнительно то, что ему по закону следовало обрезаться. Ездра и Неемия говорят о том, что чужеземных женщин высылали; но здесь, когда мать являлась иудейкой, Павел велит, чтобы рожденный от смешанного брака последовал правилу иудеев и подчинился этому обряду. Свобода полностью признает закон на его месте, хотя сама независима от него, и для уверения язычников ясно подтверждает отсутствие каких бы то ни было притязаний со стороны иудеев-христиан навязать язычникам закон. Павел обрезывает Тимофея, но ни на минуту не подчиняется тем, кто принуждал Тита к обрезанию. Он мог бы стать иудеем из любви к ним, но сами иудеи должны отказаться от притязаний навязать другим закон. Они передают собраниям постановления, принятые в Иерусалиме, — ясный ответ каждому иудею, который желал подчинить язычников иудаизму. Следует отметить, что эти постановления были постановлениями апостолов и старейших [пресвитеров].
Руководство Святого Духа: позванные в Македонию
Единственный, кто направляет апостола, — Святой Дух. Он запрещает ему проповедовать в Азии (провинции) и не позволяет ему идти в Вифинию. Ночью было видение, призвавшее их идти в Македонию. Здесь историк [т. е. Лука] встречается с ними. Это Господь призывает их в Македонию, и они тут же решают туда отправиться. Здесь нужно отметить, что, хотя благовествование послано при служении Павла всякому творению под небесами, все же существует конкретное направление, что касается того, в какое место мы должны идти.
Прибыв в Филиппы, апостол прежде всего идет к иудеям, даже когда это было всего несколько женщин, собравшихся на берегу реки, — в месте, как кажется, обычно избираемом для молитвы там, где не было синагоги. Гречанка, чтущая Бога Израиля, обращена благодатью. Таким образом, дверь открывается и другие также веруют (ст. 40). Тут сатана пытается вмешаться в этот труд, воздавая свидетельство служителям Слова. Не то чтобы этот дух признавал Иисуса, — он не был бы тогда злым духом и не овладел бы таким образом девицей. Он говорит о служителях Слова, чтобы иметь удел в славе труда как говорящий о Всевышнем Боге, — возможно, принужденный говорить посредством присутствия Духа, как это было с другими бесами в присутствии Иисуса, когда Его сила была перед их глазами. Свидетельство сатаны не могло зайти так далеко, чтобы признать Иисуса своим Господом; и если бы Павел не был верным, то дело Господа и дело врага смешались бы. Но это не было свидетельством Павлу, которого он, Павел, добивался, это не было также свидетельством, возданным злым духом, хотя могло иметь вид такого свидетельства. Доказательством, которое был вынужден дать злой дух, что здесь присутствует сила Бога, являлось то, что он подчинился ей, выйдя из девицы, — он не мог быть поддержкой делу Бога. В этом случае мы видим у апостола отсутствие личного интереса, его духовную проницательность, силу Бога с ним и веру, у которой нет другой поддержки, кроме как от Бога. Можно было бы посчитать полезным свидетельство, представленное его служению, — плоть могла бы рассуждать так: «Я ведь этого не искал». Гонения можно было бы избежать; но Бог не хочет иметь другого свидетельства, кроме того, которое Он воздает себе сам. Ни одно другое не может быть свидетельством от Него, ибо Он открывает себя там, где Его не знают; вера, чтобы воздать свидетельство, которая она призвана воздавать, уповает лишь на Него. Павел продолжает свое дело, не тревожась по поводу нападок врага, возможно с мудростью избегая столкновения, не приносящего Господу плода, пока своей настойчивостью противник не вынуждает его обратить внимание на его усилия. Дух Бога не допускает присутствия злого духа, когда тот активно проявляет себя перед Ним. Он не позволяет втянуть себя в его хитрости, так чтобы придать ему значимость из-за добровольного посредничества, ибо у Него есть Его собственное дело и Он не оставит его, чтобы заняться врагом. Он занят в своей любви душами. Но если на Его пути встает сатана, стараясь сбить с толку эти души, Дух являет себя в своей силе и враг бежит перед Ним.
Ресурсы сатаны; Бог использует зло для благословения тюремного стража и собирания собрания
Но сатана не лишен определенных возможностей. Силу, которую он не может проявить открыто, он употребляет, возбуждая в людях страсти и похоти, во враждебности к той силе, против которой сам он устоять не может и которая не объединится с ним и не признает его. Так же, как жители земли Гадаринской просили Иисуса удалиться, когда он исцелил человека, названного Легион (Мат. 8,34), так и жители Филипп возбужденно поднимаются против Павла и его сотоварищей, подстрекаемые людьми, потерявшими свои нечестные доходы. Но Бог использует это, направляя все к продвижению своего дела, и придает ему тот вид, который Ему угоден. Тюремный страж должен быть обращен, и магистраты [главные должностные лица в Филиппах, в рус. Библии «воеводы»] сами должны признать причиненное ими зло по отношению к посланникам Бога. Собрание собрано и стадо (как свидетельствует обращенное к ним послание) полно любви и привязанности. Апостол отправляется трудиться в другие места. Здесь мы видим свидетельство более действенное, более сильное, чем в подобном случае, произошедшем с Петром. В случае с Петром вмешательство Бога более поразительно. Там представлен древний Иерусалим, истощенный во всех отношениях, кроме ненависти, и Бог верен тому, кто уповает на Него. Планы этой ненависти расстроены. Вместо того, чтобы спокойно спать, Павел и Сила воспевают Бога, двери внезапно распахиваются, и сам стражник обращен и его семья. Магистраты вынуждены прийти к Павлу в роли просителей. Таков результат мятежа. Враг здесь просчитался. Если он и остановил труд апостола в Филиппах, то тем самым он послал его проповедовать в другие места согласно воле Бога.