Первое Послание Тимофею. Глава 5
Внешний порядок; то, что соответствует праведному хождению и подобает верующим лично в их свидетельстве здесь на земле
Рассмотрев, таким образом, труженика, апостол возвращается к деталям того труда, в котором Тимофей должен был проявить свое усердие и бдительную заботу. Здесь повсюду говорится о том, что внешне соответствует праведному хождению, о том, что является подобающим или касательно положения отдельных людей, или в отношении мира. Апостол говорит о старцах, о вдовах, о том, что подобает молодым вдовам; об оказании чести верным старейшим [отметим, что в этой главе и в других местах для слов «старец», «пресвитер» в греч. и англ. используется одно слово, имеющее значение «старец», «старейший»], особенно тем из них, которые также являлись учителями. Ничего не говорится о внутреннем, о взаимоотношениях души с Богом; но все относится к публичному свидетельству, соответствующему положению людей в этом мире перед Богом. Важно заметить, что хотя наша радость заключается в наших небесных привилегиях, в нашем общении, все же никогда нельзя безнаказанно пренебрегать обычными обязанностями или нравственными приличиями; и необходимо не забывать об угрожающих практических опасностях, вследствие того что собой представляет плоть.
Мы можем заметить, что обеспечивались все вдовы, не имеющие родственников, способных поддерживать их; и также, что имелись старейшие, которые не учили.
Тимофей не должен был принимать обвинения на старейших, пока не находилось два или три свидетеля.
Указание Тимофею не спешить официально одобрять тех, кто не доказал, что заслуживает этого
Все это свидетельствует о том, что апостол дает наставления, касающиеся внешнего порядка, о поддержании того, что заслуживает уважения в глазах всех, и об уважении того, что должно быть уважаемо. В то же самое время Тимофей должен был быть внимательным, чтобы через возложение рук на кого-нибудь не дать такого официального одобрения тому, кто не явил нравственных гарантий, что в положении, которое он занимал, он заслуживал этого знака уважения со стороны других. Это значило бы со стороны Тимофея стать участником в грехах, в которых таковой мог быть виновен. Тимофей ни на кого не должен был поспешно возлагать руки.
Грехи некоторых людей были открытыми и объявлялись прежде суда, ожидающего их. Грехи других были скрыты — они настигнут их в тот великий день. Но это и было причиной того, почему он не должен был делать ничего поспешно, исполняя свои обязанности; он должен был также хранить себя чистым.
Показаны привычная для Тимофея воздержанность, а также уважение и сердечная нежность Павла к своему сотруднику
Здесь видна присущая Тимофею воздержанность: он был физически слаб, и апостол рекомендует ему использовать свою свободу, принимая немного вина, — прекрасный пример благодати. Здесь мы видим доказательство того, что было привычным для этого преданного слуги. Дух показывает нам, как тщательно, даже в малом, он воздерживался от всего, что могло возбуждать или удовлетворять его страсти (и в то же время, что существует совершенная свобода в использовании всего, что является благом, когда для этого есть действительная причина), а также нежную заботу апостола, которую он проявляет к своему сотруднику по благовествованию. Этот стих (23) является небольшим отступлением, связанным со словами «не делайся участником в чужих грехах», но оно прекрасно. Эта нежная бдительность присуща апостолу, он хочет видеть святость в своем представителе, но он хорошо знает, как проявить уважение к Тимофею и сохранить благопристойность, которую он предписывал, и проявить свою сердечную нежность. Стих 24 связан со стихом 22.