Откровение. Глава 7
Мысли Бога о Его святых на земле; остаток Израиля отмечен печатью, сохранен в безопасности и отделен для благословения прежде судов Бога; множество язычников перед престолом приписывают спасение Богу и Агнцу
Но Бог думает о тех святых, которые остаются на земле (где, как мы должны помнить, мы уже никогда не видим собрание). Он думает о них прежде, чем начнут разворачиваться последующие сцены (будь то суды над Римской империей или особые проявления зла), чтобы обеспечить им безопасность и поставить на них печать для того дня.
В первую очередь, те, кто составляет совершенное число израильского остатка, отмечены печатью прежде, чем провиденциальным орудиям судов Бога позволено начать свою деятельность. Указанным числом является 144 000 = 12 × 12 × 1000. Они сохраняются в безопасности для благословения согласно намерениям Бога и отделены Им. Они еще не показаны как наслаждающиеся благословениями, но сохранены для них. Затем представлено великое множество язычников. Мы должны здесь отметить, что прежде не высказывалось пророчество о благословении избавленных во время великой скорби (не той, длящейся три с половиной года, упомянутой в Матф. 24, относящейся к иудеям, а той, о которой сказано в обращении к собранию Филадельфии). Но в этой главе нам полностью представлено это благословение и нам также ясно сказано, каковы те, кто имеет в нем часть. Множество язычников показано стоящими не вокруг престола, а перед ним и перед Агнцем; признана их праведность, и сами они — победителями. Они приписывают спасение Богу, открытому таким образом, то есть Богу на престоле, и Агнцу. Они принадлежат этим земным сценам, а не собранию. То, что провозглашено, вызывает отклик ангелов, стоящих вокруг престола, старцев и животных, которые все вместе составляют небесную часть сцены, уже находящуюся в отношениях с престолом; ангелы окружают других, формирующих центр, — круг, наиболее близкий к престолу, и перед ним стоит множество одетых в белые одежды. Ангелы говорят: «Аминь» — и также возносят хвалу своему Богу.
Различие между хвалой разных групп поклонников
Все это относится к множеству в белых одеждах и к ангелам; только первые говорят об Агнце, который был также их спасением. Ангелы добавляют к этому свое «Аминь», но они восхваляют Бога. Они приписали славу и благословение Агнцу прежде (5,12), но естественно, что спасение, приписываемое Агнцу, не являлось их собственной частью в песне. Но четыре живых существа и старцы не поклоняются здесь, потому что их собственные отношения с Богом были другими и не о них здесь идет речь. Эти отношения представлены, насколько Откровение говорит об этом, в главах 4 и 5. Там мы видим старцев, сидящих на престолах вокруг престола Бога, бросающих свои венцы перед престолом и поклоняющихся Живущему во веки веков. Они представляют причины своего поклонения согласно отношениям, в которые они помещены [5,9.10]; отношения ангелов — с их Богом [7,12]; отношения множества одетых в белые одежды — с Богом престола и с Агнцем как с Тем, кто имеет в настоящее время право на управление и избавление земли [7,10]. Вопрос о том, что Агнец был Сыном, более того, Богом, сотворившим ангелов, здесь не рассматривается; речь идет о каждой группе, говорящей согласно своим собственным отношениям, чтобы раскрыть эти отношения.
Множество в белых одеждах из великой скорби является отдельной группой, отличающейся от небесных святых, от святых тысячелетнего царства и от иудейского остатка
Таким образом, мы видим небесные воинства, прославленных святых и множество в белых одеждах; каждая из этих групп имеет свои, отличные друг от друга, отношения; причем первые и последние в основном объединены, а прославленные святые выделены в отдельную группу. Здесь они не поклоняются. Но один из старцев (ибо они всегда имеют разумение мыслей Бога) объясняет пророку, что представляет собой множество, облаченное в белые одежды. До этого момента оно не составляло части пророческого откровения и не занимало места присущего собранию. «Ты знаешь это, мой господин», — говорит пророк. Старец говорит ему, что это те, кто пришел из великой скорби, что они показали себя в ней верными и что их одежды убелены кровью Агнца. Они не были святыми тысячелетнего царства, то есть рожденными в этот период и посредством своего рождения подчиненными ответственности этого состояния, в котором благодать должна была оказать помощь. Они были очищены и признаны как таковые, они имеют осознание этого и уже одержали победу, в то время как другие только начинают; поэтому они, будучи уже очищенными и признанными, находятся всегда перед престолом как особая группа и служат Ему день и ночь в Его храме.
Все это отличает их от небесных поклонников. У тех нет храма, всемогущий Господь Бог Вседержитель и Агнец являются храмом небесного города [21,22]. Над этими Сидящий на престоле ставит свой шатер, как когда-то над скинией [концовка стиха 15 в англ. и в греч. читаются: «Сидящий на престоле поставит свою скинию над ними»]. Они не как Израиль в своем дворе или как народы в мире, они занимают священническое место в храме этого мира. Множество, относящееся к периоду тысячелетнего царства, являются поклонниками, эти же являются священниками. Как когда-то Анна, дочь Фануила, всегда находилась в самом храме, они всегда имеют доступ к престолу. Но они обладают также благословениями, проистекающими от Агнца, которому, как и Богу, они приписывают свое спасение. Он является хорошим Пастырем, который был отвержен и сам прошел через скорбь, также столь великую, и Он будет питать их. Они не будут больше терпеть голод и жажду, что раньше было довольно часто; ни гонение, ни скорбь не достигнет их. Агнец — такой, как Он известен в этот переходный период, но вознесенный на престол — будет питать их и приведет их к живым источникам вод. Это не обетование, как в отношении нас, источника воды, текущей в жизнь вечную и струящейся подобно реке; но обетование, что они будут насыщены, освежены; и им будет оказана совершенная забота благодатью Агнца, за которым они последовали; и сам Бог отрет всякую слезу с их очей. Они получат утешение от Бога, стóящее всех скорбей, через которые они прошли. Но их благословениями являются утешения, а не собственно небесная радость. Они, следовательно, представляют собой отдельную группу, отличающуюся от старцев или небесных святых, а также от святых тысячелетнего царства, которые никогда не увидят скорби, — они имеют в благодати перед Богом познанное и неизменное положение. Это новое откровение в отношении тех, кто проходит через великую скорбь. Число 144000, упомянутое в главе 14, представляет собой подобную группу, состоящую из иудеев, вышедших из своей особой скорби.